Content
Встреча экспертов рабочей группы «Карта конфликта»: что мы знаем о конфликте на Донбассе и какого ближайшее будущее региона?
Работа, связанная с разрешением конфликта, часто требует молниеносных действий — помощь гражданскому населению, пострадавшим, разработка десятков недостающих регуляторных актов. Но через 5 лет пора останавливаться и думать: что мы знаем о конфликте в и вокруг Украины, что влияет на его развитие и каким может быть ближайшее будущее региона. Такую попытку сделали члены платформы во время встречи экспертов рабочей группы “Карта конфликта” в Киеве 29 мая.
По мнению экспертов, украинцы сформировали свое мнение о конфликте еще на пике военных действий в 2014, и с тех пор оно не меняется: большинство населения воспринимает конфликт как войну России и Украины, только на востоке Украины люди менее уверены в такой формулировке. Когда речь идет о переговорах, население южной Украины наиболее склонно утверждать, что готово к любым компромиссам ради достижения мира. Социологи пока не нашли объяснения такой тенденции.
Большая часть населения страны при этом не враждебно настроена к согражданам, которые остались на неподконтрольных территориях. Не менее половины населения уверено в том, что нужно развивать связи с людьми, живущими в ОРДЛО, предоставлять льготы для поступления в ВУЗы, материальную помощь для переезда на подконтрольную территорию.
Тем не менее, такие социальные настроения пока не отражаются на политике государства. Правительство все так же отказывается переходить к административной процедуре выдачи гражданских документов (паспорта, свидетельства о рождении), улучшать передвижение и связи на человеческом уровне или развивать программы для реинтеграции населения. Особо контрастно это выглядит по сравнению с тем, что, как сообщают эксперты, знакомые с жизнью на неподконтрольных территориях, РФ развернуло много программ, через которые молодежь, живущая в ОРДЛО, может участвовать в разнообразных всероссийских конкурсах для талантливых детей и спортсменов.
Люди, живущие на неподконтрольных территориях, видят очень много неопределенности и рисков в контексте отношений с остальной частью Украины. Прежде всего, им не понятно как будет определяться факт сотрудничества/пособничества де-факто властям, кого будут преследовать криминально или административно. К примеру, будет ли считаться преступником человек, который работал в пенсионном фонде так называемой ДНР.
Часть населения, которая очень сильно заинтересована в разрешении конфликта и воссоединении с Украиной, — это малый и средний бизнес, но и у них достаточно опасений. Например, бизнесу не понятно, будут ли предпринимателей обвинять в финансировании терроризма, если они вели экономическую деятельность на неподконтрольных территориях. Разъяснение таких вопросов, то есть определение основных параметров системы переходного правосудия, откроет возможности для диалога и устранит страхи населения, проживающего на неподконтрольных территориях.
Эксперты из России отметили, что тема конфликта на Донбассе практически исчезла из информационного пространства и появилась вновь только в связи с указом об упрощенном принятии в гражданство России украинцев, проживающих на территории ОРДЛО. За прошедшие 5 лет поддержка войны на востоке Украины снизилась в два раза.
Участники обсуждали социальную жизнь в ОРДЛО. Было отмечено, что из религиозных организаций активно работает в ОРДЛО только православная церковь Московского патриархата. Она открыто заявляет о предоставлении гуманитарной помощи и ее деятельности де-факто власти не препятствуют. Было отмечено, что гражданское общество в ОРДЛО также есть и, более того, появляются сигналы о том, что де-факто власти могут быть более открыты к сотрудничеству с международными организациями. Активные на данный момент местные общественные организации в основном занимаются гуманитарными вопросами. Положение российского гражданского общества на территориях ОРДЛО неоднозначно. Те общественные организации, которые находятся в оппозиции к власти, практически не имеют доступа к территориям ОРДЛО. Активность лояльных власти российских общественных организаций (таких как, например, движение “Новые скифы” Дугина) не систематична. Они приезжают, проводят какие-то мероприятия, но не находятся на территории постоянно.
В результате работы экспертов будет подготовлена публикация, анализирующая разные аспекты конфликта и основных вовлеченных в него акторов.