Content
Порошенко в Берлине у Меркель: газ и Донбасс
Президент Украины убедил канцлера Германии в политической подоплеке проекта «Северный поток-2» и заручился поддержкой Берлина своего видения мандата «голубых касок» в Донбассе.
Во вторник, 10 апреля, президент Украины Петр Порошенко вел переговоры в Берлине. Его собеседниками были глава немецкого государства Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), председатель бундестага Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble), министр иностранных дел Хайко Мас (Heiko Maas).
Эти встречи носили, скорее, протокольный характер. Главное, зачем, собственно, Порошенко приехал в Берлин, обсуждалось на переговорах с канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel): «голубые каски» для Донбасса и «Северный поток-2».
Почему Киев против «Северного потока-2″
Проект удвоения мощности газопровода, проложенного по дну Балтийского моря из России в Германию, — больная для Киева тема. Ведь с вводом в эксплуатацию «Северного потока-2»отпадет необходимость в украинском транзите российского газа в Европу, срок соглашения о котором истекает к концу 2019 года. На переговорах в ведомстве федерального канцлера Петр Порошенко убеждал Ангелу Меркель в том, что «Северный поток-2» вовсе не экономический, как уверяют Кремль и «Газпром», проект, а сугубо политический.
«Простите за резкие слова, но «Северный поток-2″ — это политическая взятка за лояльность к России», — заявил украинский президент в интервью немецкой газете Handelsblatt, опубликованном накануне его визита в Берлин. Отказ от украинского газового транзита, считает Порошенко, позволит Москве шантажировать Киев, вводить против Украины экономическую и энергетическую блокаду.
Председатель правления украинской государственной нефтегазовой компании «Нафтогаз» Андрей Коболев идет дальше. В интервью DW он назвал проект газопровода «Северный поток-2» «троянским конем» для Евросоюза, попыткой Кремля внести раскол в ряды ЕС и поставить Киев на колени. «Мы думаем, что, переводя транзит из Украины куда-то еще, Путин, в сущности, расчищает путь к полномасштабной военной операции, которая в конечном итоге приведет к тому, что российские танки окажутся на восточных границах таких стран, как Польша, Венгрия, Словакия и Румыния», — заявил Коболев.
Позиция Берлина до визита Порошенко …
Негативно к проекту «Северный поток-2» относятся также в целом ряде стран Восточной Европы и в Еврокомиссии, ратующих за диверсификацию поставщиков природного газа в Европу и опасающихся чрезмерной зависимости от импорта российских энергоносителей.
Официальный Берлин занимает — точнее, занимал до сегодняшнего дня — иную позицию. Газопровод «Северный поток-2» это, мол, сугубо коммерческий проект, и решать, строить его или нет, должны участвующие в нем фирмы. Так всякий раз отвечали представители немецкого правительства на вопросы журналистов.
На пресс-конференции по итогам переговоров Порошенко и Меркель корреспондент DW предпринял еще одну попытку и спросил канцлера о том, сумел ли украинский президент убедить ее в, по меньшей мере, наличии политического компонента в проекте «Северный поток-2». Оказалось, что сумел.
… и после переговоров
«Я, разумеется, очень внимательно выслушала украинские возражения, — ответила Меркель. — Так не должно быть, что из-за «Северного потока-2″ Украина не будет иметь никакого значения с точки зрения транзита газа». Об этом она уведомила и российского президента Владимира Путина, с которым разговаривала по телефону за день до приезда Порошенко. О том, что в этой беседе вообще речь шла о газе и его транзите, во вчерашнем официальном сообщении о ней для печати даже не упоминалось.
Транзит российского газа в Европу через Украину, продолжала отвечать Меркель корреспонденту DW, имеет для Украины, разумеется, стратегическое значение, поэтому в разговоре с Путиным она заявила, что, «с нашей точки зрения, проект («Северный поток-2».- Ред.) невозможен до тех пор, пока у нас не будет ясности, какова дальнейшая роль украинского транзита».
Порошенко слушал перевод ответа канцлера с явным удовлетворением. Особенно его порадовали заключительные слова Меркель, когда она совершенно недвусмысленно заявила, что «Северный поток-2» — это «не чисто экономический проект, что он требует учета и политических факторов».
Шансы сохранить украинский транзит по итогам переговоров Порошенко в Берлине, видимо, возросли. Но он готовит и запасной вариант. В марте президент ездил в Катар, где вел переговоры о закупках сжиженного газа, а в этот понедельник, 9 апреля, слетал в Стамбул к турецкому президенту и министру иностранных дел. Чтобы танкеры с катарским газом могли прибывать в украинские порты, требует специальное разрешение Турции, которая запрещает проход через Босфор судам с опасными грузами.
Каким быть мандату «голубых касок» для Донбасса?
Что касается перспективы урегулирования ситуации на востоке Украины, то и в Киеве, и в Берлине разочарованы ходом реализации минских договоренностей и возлагают надежды на миссию «голубых касок», которые могла бы направить в Донбасс ООН. Проблема в том, что Москва и Киев имеют разные представления о мандате такой миссии.
«Мы надеемся, что будут приняты предложения на этот счет, которые совместно выдвинули Франция, Германия, Украина и США и которые предусматривают жесткий мандат Совета Безопасности для такой миссии, а не просто эскортирование наблюдателей ОБСЕ», — пояснил на пресс-конференции Порошенко.
Он считает, что «голубые каски» должны быть уполномочены разоружать незаконные формирования сепаратистов, защищать население находящихся под их контролем территорий и организовывать политический процесс вплоть до проведения местных выборов. Российские же представления о мандате для «голубых касок» Порошенко назвал вообще не имеющими ничего общего с миротворческой миссией.
«Российский сценарий — это не сценарий миротворцев, российский сценарий — это только сопровождение наблюдателей ОБСЕ, что не отвечает задаче установления мира и предотвращения военных действий», — указал он, подчеркнув, что жесткий мандат «голубые каски» должны иметь и вдоль участка украинско-российской границы, находящегося под контролем сепаратистов.
Берлин — союзник Киева в этом вопросе. С мандатом миссии «голубых касок», заявила Меркель, должны быть согласны все участники конфликта. «Вопреки воле Украины мы никогда не поддержим миссию, которая не отвечает всем потребностям, — заверила Ангела Меркель. — Так что в этом отношении Украина может не волноваться».
Источник: Deutsche Welle