Content

Когда же застрявшие в результате карантина люди вернутся домой? Истории, собранные Харьковской правозащитной группой

Фото: Укринформ

С начала карантина в Украину вернулись украинцы, которые работали и проживали за рубежом. Министерство иностранных дел считает, что таких лиц – 120 000. Необходимо было приложить достаточные усилия: договориться о рейсах самолетов, согласовать вылет – прибытие в Украину, договориться, каким образом люди будут добираться до места проживания, обеспечить проверку, не заражены ли они и тому подобное. А что делать гражданам Украины, которые по разным причинам застряли в «Л/ДНР»? Или наоборот – застряли на подконтрольной территории, имея место постоянного проживания на неподконтрольной территории?

15 марта в 15:30, за несколько часов до окончания работы контрольно-пропускных пунктов (КПВВ), было объявлено, что пересечение линии разграничения будет осуществляться исключительно по регистрации места жительства. Уже 16 марта пересечь линию разграничения было невозможно! К сожалению, люди, которые зарегистрированы как вынужденно перемещенные лица (ВПЛ), но находились на неподконтрольной территории, не попали домой на подконтрольную правительству территорию. В зимней одежде, без денег, с разными мыслями о работе, о возможности посадить огороды и получить урожай, о лечении, о, о …

Эти люди ищут любую возможность попасть домой, но их не выпускают. Последние три недели получаем просто поток писем с просьбой о помощи с пересечением КПВВ. Вот три примера писем переселенцев.

«… Я прописан на оккупированной территории, но живу и работаю в Запорожье на Запорожстали. Имею справку ВПЛ. Находился в очередном отпуске по месту прописки с 10.03.20 по 22.03.20. Узнал 16 марта об ограничении пропуска через КПВВ. Имея справку переселенца, справку с места работы, ж. д. билеты в оба направления, 18 марта не был пропущен на подконтрольную Украине территорию на КПВВ Марьинка, т. к. я не имею прописки в Запорожье. Все аргументы, что там работа, съемная квартира, документы, автомобиль и личные вещи НЕ убедили пограничников. Сейчас оказался без работы и средств к существованию, жду открытия КПВВ. На предприятии с 22.03.20 нахожусь в отпуске за свой счёт. Не знаю, сколько продлится карантин и как выживать. Правомочны ли действия правительства по отношении к переселенцам? … К. »

«Мы переселенцы, но постоянно проживаем в г. Киев и г. Ирпень. Я онкобольная, имею III группу инвалидности. Есть тому подтверждение: справка МСЭК, выданная Киевским онкодиспансером. С мужем, у которого тоже есть справка с места работы, он там действительно работает в пгт. Ирпень. Приехали 15 марта в Луганск на 1 день и не можем попасть домой обратно. Я должна принимать ежедневно лекарства, уже полтора месяца я их не принимаю, и мое состояние из-за этого существенно ухудшается с каждым днем. Не знаю, долго ли протяну без лекарств и лечения. Здесь его не купишь, да и не за что. Мы остались без средств к существованию… Я обращалась в Луганске в “МИД” “ЛНР”. Они меня вносили и в прошлый раз на пересечение КПВВ, который был 24 апреля в Станице, а Украина не захотела меня пропускать. Я, честно говоря, не поверила тому, что мне сказали в “МИД” “ЛНР”. Но я писала в штаб ООС и получила ответ, сейчас вам скину – Отказано!»

«Я прошу Вашей помощи по пересечению линии размежевания, так как уже 1,5 месяца не могу вернуться домой. Я нахожусь в положении (24 неделя беременности), мне срочно нужно ехать в больницу по месту проживания. На неподконтрольной территории я оказалась так как осуществляла уход за онкобольной бабушкой. Ее выписали 23.04 и были все надежды на то, что КПВВ откроют 24 апреля, но этого не произошло. Мы уже не можем тут находиться, так как заканчиваются средства для существования. Помогите пожалуйста нам!»

А вот обстоятельства людей, которые не могут вернуться домой на неподконтрольную территорию.

«В связи с карантином, я со своей маленькой дочкой, которой два годика, не успела пересечь КПВВ и все это время нахожусь в Курахово почти без средств к существованию. Все деньги уходят на съем квартиры! Прошу вас о помощи в пересечении КПВВ и возвращении домой. Помогите, пожалуйста!».

У одесситки С. 9 мая в Кировске умерла мать, а отец находится в больнице в тяжелом состоянии. Из-за невозможности пересечь контактную линию она не попала на похороны и не может добиться пропуска через КПВВ, чтобы ухаживать за отцом.

«Здравствуйте, я застряла с двумя детьми без средств к существованию, помогите, пожалуйста, попасть домой в Донецк! Прописку имею донецкую, дома своё жильё. Застряла на подконтрольной территории, жить и кормить детей тут не имею больше возможности. Помощи нет ни от кого. У меня двое детей, и пожилая мама с больным сердцем, я сама воспитываю детей, и мы тут без средств к существованию. И дома ещё и проблемы теперь начались, из-за карантина, старшую дочь хотят отчислять из университета, младшую якобы уже отчислили из школы, сказали – придите заберите документы. Какой-то беспредел происходит. Младшая дочь – астматик с аллергическим уклоном, нужны постоянно лекарства, состоим на учете в Донецке у пульмонолога, невропатолога, кардиолога. Нужно было весной снова делать обследование, на которое мы не попали, потому что застряли здесь. Пожалуйста, помогите нам попасть домой!».

Работники Харьковской правозащитной группы позвонили всем, кто к нам обратился до конца апреля, составили структурированный список с обозначением всех обстоятельств и 4 мая передали его Уполномоченному ВРУ по правам человека Людмиле Денисовой, в списке было около 350 фамилий. Через две недели количество людей, застрявших на неконтролируемой территории, уже превысило 700.

Людмила Денисова связалась со штабом Операции объединенных сил (ООС), туда поехал ее представитель, и там готовы пропускать людей через КПВВ. Но проблема осложняется тем, что с противоположной стороны КПВВ также закрыты для пересечения, а также проезд к КПВВ невозможен. Например, молодую женщину О., имеющую инвалидность по онкологическому заболеванию, чье письмо мы привели выше, были готовы пропустить на КПВВ с обеих сторон, но все машины из Луганска в сторону КПВВ в Станице Луганской просто не пропускали.

После сложных переговоров был составлен список из 38 человек из неподконтрольной территории и 35 человек из подконтрольной территории для пересечения КПВВ. 16 мая это все же свершилось. КПВВ в Станице Луганской пересекло 32 человека. Всем сделали тест на коронавирус, тем, кто имел смартфоны, установили мобильное приложение «Дія», который предоставляет возможность следить за поведением человека на самоизоляции, а тех, кто не имел, повезли на обсервацию.

На неподконтрольную территорию через КПВВ прошло 20 человек. 19 мая это процесс продолжился. Есть определенный прогресс, но очень медленный.

Большое спасибо Людмиле Денисовой и работникам ее офиса, а также штабу ООС! Анализ списка на пересечение КПВВ показывает, что его составители руководствовались, прежде всего, медицинскими соображениями: плановые операции, прерванное лечение тяжелобольных и др. Однако возникает вопрос, почему не дать возможность вернуться домой или поехать на учебу и работу более чем 700 внутренним переселенцам, у многих из которых разорваны семьи, уже нет средств на проживание в “Л/ДНР”, есть только зимняя одежда и т.д.? Уже пошел третий месяц их вынужденного пребывания вне дома. Что мешает государственным органам так поступить?

А люди все пишут и звонят…

Евгений Захаров, Глава Харьковской правозащитной группы, Украина

Отправить

Также может заинтересовать

Все новости