Content
Международные переговоры: какова роль общественности в процессах дипломатии?
Многие из нас помнят горячие дискуссии во всех целевых группах о решении участников Трехсторонней контактной группы о создании так называемого консультативного совета. Не повторяя аргументов относительно недостатков предложенного для этого совета формата, следует обратить внимание еще на один нюанс, который до сих пор остается за пределами публичного обсуждения, советует эксперт Украинского хельсинского совета по правам человека Олег Мартыненко.
Этот нюанс – почти мелочь, а именно – отсутствие надлежащей связи между органами власти и гражданским обществом в рамках переговорного процесса. Мелочь, из-за которой официальные представители Украины совершают действия, вызывающие массовую негативную реакцию украинцев. Мелочь, из-за который действия правительства подвергаются справедливой критике за непрозрачность и отсутствие подотчетности украинскому народу.
Большинству экспертов понятно, что переговорный процесс может быть эффективным именно в условиях закрытости и минимального публичной огласки. Однако месседжи, которые озвучивают во время переговоров договаривающиеся стороны, наоборот практически всегда не являются продуктом «закрытости». Плацдарм для переговорных диалогов составляют экспертные выводы, анализ общественного мнения, консолидированные решения национальных инициатив, потребности уязвимых групп. Другими словами, плацдарм для международных переговоров – это результат длительных консультаций с общественностью. Именно поэтому для подготовки переговоров нормандского или минского уровня крайне необходимо обеспечить вещь, простую по формулировке, но сложную по механизму – национальные консультации.
Пожалуй, уместно напоминание, что одним из первых публичных обсуждений проблемы приоритетов Украины на переговорах сквозь призму потребностей общества произошло во время экспертного рабочего стола «Повышение роли гражданского общества в переговорных процессах на Донбассе: снижение рисков и улучшение каналов коммуникации с общественностью». Организованный в рамках 2-го Международного Форума «Реинтеграция на Донбассе — улучшение гуманитарной ситуации и укрепление контактов между людьми в регионе конфликта» (2019), этот круглый стол зафиксировал потребности государства в том, чтобы обеспечить участников переговоров практической информацией, широким привлечением медиаторов и представителей уязвимых групп, повышении участия НПО в переговорах.
Дальнейшим развитием стало формирование предложений для правительства Украины от организаций-участниц Международной платформы CivilM+, большинство из которых, к сожалению, остается на стадии рассмотрения. Среди главных предложений — создание независимой группы гражданского консультирования для Минских переговоров по Донбассу.
Впрочем, чтобы поставить процесс консультирования власти с общественностью на рельсы постоянно действующего механизма, следует также обратить внимание на международные рекомендации. Именно поэтому эта публикация посвящена ознакомлению с простым и понятным руководством по проведению национальных консультаций для государств, находящихся в переходном периоде (от войны к миру, от авторитаризма к демократии). Руководство, разработанное структурами ООН еще в 2009 году, доступно ЗДЕСЬ.
УГСПЛ, как член Международной платформы CivilM+, готова строить диалог с органами власти для усиления влияния всех заинтересованных групп населения на результат Минского процесса.
Олег Мартыненко, эксперт УГСПЛ