Content

Последняя дата обновления 27 января 2022

Украинская Православная Церковь (УПЦ МП) в каноническом единстве с Московским Патриархатом

Религиозная организация «Украинская Православная Церковь», предстоятель Онуфрий (Орест Березовский), митрополит Киевский и всей Украины.

Официальная позиция / функции касательно конфликта

Украинская Православная Церковь в каноническом единстве с Московским Патриархатом (Русская Православная Церковь) до сих пор является крупнейшей религиозной организацией в Украине, объединяя от 11 до 12 тысяч парафий согласно регистрации (детальнее тут и тут). Её особенность в сохранении парафий на территории Крымского полуострова и на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской области, что позволяет сохранять контакт с верующими с разными политическими позициями. Официальная позиция церкви остается публично нейтральной, подчеркивается позиция «мира» и «духовной организации», которая должна находиться над конфликтом. Официальная позиция звучит как «поддержка территориальной целостности Украины и церковь вне политики», а в заявлениях митрополита Онуфрия максимально нейтральной (хотя в одном из интервью ранее он называл войну «гражданской» и «братоубийственной»). Чаще всего его позиция остается двузначной, хотя иногда звучат «ноты протеста», как отказ встать по время минуты молчания памяти погибших украинских военных в парламенте, объясняя это тем, что «нужно срочно прекратить войну». Такая публичная риторика церкви вызывает регулярную критику (за отсутствие понимания характера конфликта и активных действий, проявления сепаратизма), а также непонимание, почему отсутствует заявление к патриарху Кириллу о прекращении войны. При этом, в период начала конфликта, особенно в Крыму, звучали благословения украинским военным «защищать Родину от российских военных», где говорится об оборонительном характере противостояния. Более того, сильное влияние имеет риторика и публичный дискурс Патриарха Московского Кирилла, чьей миссией было построение духовно-геополитической концепции «Русского мира» — модель социокультурной общности, которая стоит выше государственных границ и которая основана на базе традиционных русских ценностей «православной духовности». РПЦ легитимизировала принадлежность Украины к ядру сферы влияния Российской Федерации. Сам Кирилл в 2014 году заявлял, что в Украине происходит «братоубийственная гражданская война» и просил «защиты православных христиан востока Украины, которые в обстановке усугубляющегося насилия со стороны греко-католиков и раскольников живут в ежедневном страхе за себя и своих близких» у Патриарха Варфоломея.

Важным элементом являются «православные общественные организации», которыми прямо или непрямо руководит РПЦ или с которыми сотрудничает пророссийское крыло УПЦ (МП). Часть этих организаций действовали в Украине тоже в рамках «Политики соотечественников», одним из главных кураторов в Украине были депутаты ВСУ Партии Регионов. Примеры: «Союз православных граждан Украины», «Единое Отечество» (СПГУ), Союз православных братств Украины (СПБУ), Православное братство св. Александра Невского, Всеукраинское общественное объединение «Православный выбор».

На территориях Крыма и ОРДЛО церковь сохраняет связь с местной властью, так как не подпадает под запрет как «сектантская организация», продолжая действовать официально. При этом, с украинской стороны некоторым служителям выдвинуты подозрения в антиукраинской деятельности, продаже оружия, а также помощи террористическим организациям. Такие немногочисленные документы значительно подогревают язык ненависти и обвинения в «пророссийской» позиции и сотрудничестве с «церковью оккупанта».

Интересы в регионе конфликта

Главным интересом церкви в регионе конфликта является сохранение и приумножение влияния через расширение сети парафий и привлечение новых верующих. Для иерархов на разных уровнях важно сохранить контакты с местной властью, что может приводить к дополнительным благам и доступу к ресурсам на местах, как на подконтрольной, так и не подконтрольной территориях. 

Учитывая разные политические взгляды и группы влияния внутри самой УПЦ (МП), фактически невозможно выделить единую линию развития. Нейтральная и монашеская позиция митрополита Онуфрия не отображает противостояний среди священников, которые часто зависят от позиции епархиального (регионального) епископа. Ранее пророссийское крыло церкви находило всяческую ресурсную и влиятельную поддержку, как, например, со стороны представителей Партии регионов и позже – президента Украины Виктора Януковича в виде выделения земли, решения юридических вопросов, доступ к различным учреждениям и т.д. Группы влияния изменились со времени получения Томоса, так как группа открыто проукраинских священников перешла в ПЦУ, но разные настроения внутри сохраняются.

В целом, УПЦ (МП) старается максимально удержаться на позиции социального и политического нейтралитета, уходя из публичного пространства, чтобы сохранить свои позиции «до лучших времен». Язык ненависти и преследования СМИ, с одной стороны, влияют на настроения верующих, а с другой помогают укрепить их социальные связи путем сплочения во времена кризиса.

Действия касательно конфликта

Церковь продолжает активную гуманитарную миссию в зоне линии разграничения и в регионах своего присутствия, в том числе и в ОРДЛО. Иногда эту помощь связывают с пропагандой «Русского мира», однако такой случай был зафиксирован только вначале конфликта из-за раздачи российских учебников и проповедей со стороны служителей. Остальные части проповедей и возможной пропаганды пока что не имеют документальных подтверждений или расследований.

В УПЦ (МП) продолжает действовать Синодальное управление по делам капелланства, однако немногие военные капелланы сейчас действуют неофициально после конфликта и выхода из состава Совета душепопечителей при Минобороны Украины, а также после мнимого запрета присутствия в частях Нацгвардии, хотя и с уточнением, что в доступе к военной части могут отказать представителю церкви, чей центр находится в стране-агрессоре (имея в виду РПЦ).

Высшее руководство церкви принимает участие в составе Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций, поддержав общую стратегию миростроительства, а также призывы к Владимиру Путину об освобождении узников совести и политзаключеных, поддержание мирных инициатив президента в 2014 году, заявление о поддержании в помощи защиты государства и другие.

Одной из попыток вовлечь УПЦ (МП) в активную миротворческую деятельность было заявление Сергея Сивохо на должности советника секретаря СНБО о роли посредника церкви в переговорах с ОРДЛО, но подобное предложение вызвало публичное осуждение и не перешло в практическое исполнение.

Отправить
Есть комментарии или предложения по контенту?
Написать
Есть комментарии или предложения к контенту?

    Спасибо!
    Мы получили ваше сообщение!