Content
Римо-католическая Церковь Украины (РКЦ)
Римо-католическая Церковь Украины, дипломатический представитель Ватикана, Апостольский Нунций Клаудио Гуджеротти.
Официальная позиция / функции касательно конфликта
Римо-католическая церковь по всему миру, как и в Украине, проецирует дипломатическую позицию Ватикана. Её риторика чаще всего звучит через публичные проповеди и заявления Папы Римского и продолжается через выступления Апостольских Нунциев в разных странах-представительствах.
Украинское общество, особенно проукраински настроенные христиане разных конфессий, ожидали более активной позиции Рима в отношении вооруженного противостояния на востоке. При этом утверждения Папы остались сдержанными, хотя и с надеждами на мирное урегулирование конфликта. Такая позиция стала более однозначной после встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване, где не прозвучало признания российской агрессии, а только общие утверждения о «необходимости примирения в противостоянии на территории Украины». Позже, в одном из интервью, он назвал войну в Украине «гибридной», но не упоминая о роли России в ней.
Папским Нунцием в Украине с 2015 года был назначен архиепископ Клаудио Гуджеротти, который нес активное служение в Грузии со схожей политической проблематикой. В своих заявлениях он активно подчеркивает важности «диалога, который признает правду» без особенной конкретики и роль гуманитарной помощи со стороны Рима.
Интересы в регионе конфликта
Римо-католическая церковь в Украине старается не терять своих стабильных позиций без акцента на активном расширении, как это происходит в случае других христианских конфессий. В контексте линии разграничения, для церкви совместно с Нунцием важно сохранять свободный доступ к своим парафиям на неподконтрольных украинскому правительству территориях, также гарантируя полную свободу и безопасность своим верующим как на Донбассе, так и в Крыму.
Действия касательно конфликта
Со времен начала вооруженного конфликта, РКЦ поддерживала свою службу военных капелланов, которая значительно уступает по масштабу УГКЦ или ПЦУ (в том числе и из-за количества римо-католиков среди военных). Их служение стало развиваться более активно после перехода бывшего пастора и создателя Первого батальона военных капелланов Игоря Шторма в РКЦ. Вскоре после этого, получив разрешение продолжить капелланское служение, он развил Христианскую службу спасения на базе Дома отца Пио (левый берег Киева), которая активно развивает программы реабилитации и поддержки семей участников АТО.
Главным действием Папского Нунция Гуджеротти стали его визиты в парафии Донецка и Луганска, что вызвало ряд вопросов и осуждения в публичной сфере. В частности, его обвиняли в том, что он «поддерживает оккупантов», особенно из-за непонимания, каким образом ему удалось получить туда свободный доступ. Это ставит под вопрос потенциальную миротворческую роль церкви в качестве посредников, хотя у них есть подобный успешный опыт за границей. Официальные причины доступа представителей РКЦ к территориям неизвестны, но, по словам информантов, это касалось личных дипломатических договоренностей. Более того, опять-таки официально, визиты ограничивались только участием в мессах, так как более широкое влияние не является возможным.
Самым широким гуманитарным проектом за время конфликта со стороны РКЦ стала акция «Папа для Украины», которая за два года охватила многих жертв конфликта в разных частях Украины. Подробности акции читайте в пункте 8.
Высшее руководство церкви принимает участие в составе Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций, поддержав общую стратегию миростроительства, а также призывы к Владимиру Путину об освобождении узников совести и политзаключеных, поддержание мирных инициатив президента в 2014 году, заявление о поддержании в помощи защиты государства и другие.