Content
Молодежное правозащитное движение (МПД)
Международная сеть «Молодежное Правозащитное Движение» создана в 1998 г. Первоначально главной миссией организации было развитие нового поколения молодых правозащитников и гражданских активистов. Сотрудники МПД занимались защитой и мониторингом соблюдения прав человека в зонах конфликта в России и за рубежом – в Бишкеке и Оше, Кыргызстане (в июле-августе 2010 г. в связи с межэтническими столкновениями), в Чечне (периодически с 2009 г. в составе Сводной мобильной группы), в Грузии (в августе 2008 г. в связи с военным конфликтом), участвовали в работе правозащитных миссий в Беларуси (2010).
В 2013 году норвежский Нобелевский комитет номинировал МПД на Нобелевскую премию мира за образовательную деятельность и правозащитную работу в различных странах мира. В 2009 году МПД получило статус участника (participatory status) при Совете Европы, крупнейшей межправительственной организации по защите прав человека на пространстве Большой Европы.
Официальная позиция / функции по отношению к конфликту
МПД осуждала политику российского правительства по отношению к Украине, критически отзывалась о действиях российских и сепаратистских формирований на Донбассе. Основатель и руководитель МПД Андрей Юров, будучи членом Совета по правам человека при президенте РФ (2015-2018), постоянно поднимал вопрос о правах человека в зонах конфликта, а также выступал на заседаниях международных организаций.
Действия в отношении региона конфликта
МПД было одним из соорганизаторов и активных участников Крымской полевой миссии по правам человека (наряду с Московской Хельсинкской группой, см. отдельную вкладку) с целью наблюдения за нарушениями гуманитарных прав на полуострове. Крымская полевая миссия прекратила работу в середине 2015 г. «из-за давления и препон со стороны как российских, так и украинских властей». В связи с началом военных действий на востоке Украины МПД участвовала в мониторинге гуманитарной ситуации по линии соприкосновения.
МПД объявило о своем закрытии в феврале 2020 г. из-за того, что «фактически перестала существовать как реально действующее сообщество». Бывшие сотрудники сети, тем не менее, продолжают вести направления организации – в том числе, миротворческие проекты на Донбассе, права человека на Донбассе.