Content
Кампания за освобождение украинских моряков
25 ноября 2018 года у берегов Крыма произошел инцидент, в ходе которого российские военные корабли обстреляли, совершили навал и захватили три судна ВМС Украины – катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны Капу» – направлявшиеся через Керченский пролив из Одессы в Мариуполь. Были захвачены 24 украинских моряка. Они были обвинены в «незаконном пересечении госграницы России» (ч. 3 ст. 322 УК России). Позже их признали военнопленными. Все моряки были доставлены в Москву и содержались в следственном изоляторе «Лефортово» ФСБ РФ.
Действия в отношении региона конфликта
Как только о захвате украинских судов стало известно, в Москве, а потом и в других городах образовались группы российских граждан, стремящихся помочь им и ослабить лишения, связанные с пребыванием в СИЗО, а также добиться их освобождения. Самой заметной фигурой кампании была российская писательница, журналистка, гражданская активистка и фотограф Виктория Ивлева. В Москве, Санкт-Петербурге проходили одиночные пикеты с плакатами, призывающими освободить украинских моряков. Группа Ивлевой занималась сбором гуманитарной помощи заключенным гражданам Украины, который проходил в основном в социальных сетях. При этом кампания широко освещалась в независимых СМИ (радио «Свобода», «Эхо Москвы», ВВС и др.). В это же время, как только история моряков стала публичной, в их адрес стали поступать сотни писем со словами поддержки со всех концов страны.
Массовая кампания сбора помощи и поддержки украинских моряков стала важным актом солидарности между гражданскими обществами Украины и России.
По возвращению домой освобожденные из плена моряки организовали фонд помощи для Константина Котова – российского волонтера, гражданского активиста, приговоренного в 2019 г. к 4 годам лишения свободы за «неоднократное нарушение законодательства о митингах». Котов участвовал в многочисленных пикетах и митингах за освобождение моряков, а также собирал для них гуманитарную помощь. Моряки собрали порядка 60 тыс. рублей и передали их Виктории Ивлевой, чьим помощником был Котов, с просьбой распорядиться деньгами в пользу российского активиста.