
CivilM+

2020

Карта конфликта 
на Донбассе:
РОССИЙСКИЕ 
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ 
АКТОРЫ

пропагандистские СМИ

независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

неправительственные организации

эмигрантские организации





Данный аналитический обзор акторов конфликта на Донбассе подготовлен в рамках 
субпроекта «Карта конфликта» международной платформы гражданского общества 
CivilM+.

Общей целью работы над Картой конфликта является определение акторов и групп, 
вовлеченных в конфликт на Донбассе на различных уровнях, а также их влияния, 
взаимосвязей, интересов, страхов и ожиданий. Предполагается, что данный анализ 
поможет определить возможные пути влияния на различных стейкхолдеров с целью 
урегулирования конфликта.

Автор:

Андрей Калих — независимый журналист (Санкт-Петербург, Россия)

Рецензент:

Анн Ле Уэру, социолог, Университет Париж Нантер, Институт социально-политических 
наук (Париж, Франция)

Субпроект «Карта конфликта» реализуется в рамках проекта немецкой общественной 
организации DRA e.V «Диалог ради взаимопонимания и справедливости: европейские 
НПО работают вместе для преодоления конфликта на Донбассе» при финансовой 
поддержке Федерального министерства иностранных дел Германии.

Содержание данной публикации не обязательно совпадает с позицией Министерства 
иностранных дел ФРГ и мнением всех членов платформы CivilM+.

Copyright © DRA 2020

Воспроизведение содержания публикации разрешается в случае упоминания источника.



2 Оглавление

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ПРОПАГАНДИСТСКИЕ СМИ 7

Телевидение 7

1. «Первый канал» 7

2. Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) 8

3. НТВ 8

4. RT (ранее — Russia Today) 10

Печатные медиа 13

5. Газета «Комсомольская правда» 13

6. LIFE 14

7. Sputnik 15

8. Федеральное агентство новостей (ФАН) 16

Акторы влияния — пропагандисты 18

9. Алексей Громов 18

10. Арам Габрелянов 19

11. Евгений Пригожин 20

12. Дмитрий Киселёв 21

13. Владимир Соловьев 23

14. Маргарита Симоньян 24

15. Владимир Сунгоркин 26

УСЛОВНО НЕЗАВИСИМЫЕ, ОППОЗИЦИОННЫЕ И РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СМИ 28

16. «Эхо Москвы» 28

17. «Новая газета» 29

18. Телеканал «Дождь» 30

19. «Грани.ру» 31

20. МБХ-Медиа 32



3 Оглавление

21. Радио «Свобода» 33

22. Русская служба Би-би-си 34

23. Meduza 35

24. Фонтанка.ру 36

25. The Insider 37

26. Conflict Intelligence Team 38

27. «Псковская губерния» 38

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КАМПАНИИ 40

28. «Мемориал» 40

29. Союз «Женщины Дона» 40

30. Огни Эйрены 41

31. Молодежное правозащитное движение (МПД) 42

32. Московская Хельсинкская группа (МХГ) 43

33. Группы «Солидарность» и «Мирное сопротивление» в Санкт-
Петербурге 43

34. Волонтерское движение в России 44

35. Кампания в защиту Олега Сенцова 45

36. Пикеты в Москве и Санкт-Петербурге за «всех на всех» 46

37. Кампания за освобождение украинских моряков 47

ЭМИГРАНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 49

38. Форум Свободной России (ФСР) 49

39. Фонд «Свободная Россия» (Free Russia Foundation) 49

40. Фонд Бориса Немцова за свободу 50



4 Предисловие

Предисловие
Перед Вами — первая часть исследования о российских негосударственных 
акторах конфликта на Донбассе. Здесь проанализирован вклад значительной 
части российских медиа (как пропагандистских, так и независимых) в 
освещение и легитимацию конфликта для российской аудитории, а также 
роль негосударственных некоммерческих организаций, так или иначе 
задействованных в мирном урегулировании или смягчении последствий 
конфликта для пострадавших. В список акторов также вошли персоны — 
деятели информационного влияния кремлевской пропаганды, в задачи которых 
входит информационное обеспечение действий России на Донбассе. В эту, 
первую часть исследования не вошел анализ роли российских и эмигрантских 
аналитических центров, частных коммерческих компаний и корпораций, а также 
многочисленных помощников российского режима в западных демократических 
странах. Последние — хоть и не являются российскими акторами — безусловно 
действуют на стороне российского политического режима и представляют 
его интересы в странах развитой демократии. К ним относятся иностранные 
менеджеры российских государственных корпораций, а также прокремлевские 
западные журналисты, политологи и политтехнологи, являющиеся проводниками 
путинской стратегии за рубежом.

Включение в исследование пропагандистских медиа также весьма условно, так 
как они по сути не являются негосударственными акторами. Это либо полностью 
государственные корпорации со 100-процентным бюджетным финансированием 
(ВГТРК), либо формально негосударственные, но находящиеся под полным 
госконтролем издания (RT, «Первый канал», «Комсомольская правда»). Все 
медиа, относящиеся к пропагандистским, либо финансируются из 
российского государственного бюджета, либо из фондов близких к 
Кремлю олигархов («Комсомольская правда»). В отличие от них, 
независимые, критические и расследовательские издания располагают 
только негосударственными источниками финансирования. 

Тем не менее, мы посчитали уместным поместить пропагандистские СМИ 
в число «негосударственных акторов», потому что формально они не 
выполняют функции государственных учреждений и относятся скорее к 
прогосударственным игрокам гражданского общества. 

Основные значения: 

1. Пропагандистские медиа — несвободные про-государственные медиа
с государственным (или «окологосударственным») финансированием,
придерживающиеся официальной идеологии в своей трактовке событий (см.
определение термина «российская государственная пропаганда» ниже).

2. Независимые (и расследовательские) СМИ — условно независимые медиа,
отличающиеся критическим подходом к анализу событий, стремящиеся к
объективности и беспристрастности, публикующие собственные расследования
случаев коррупции и злоупотреблений властью и финансирующиеся из
негосударственных источников.



5 Предисловие

3. Акторы влияния — пропагандисты, персоны, чья деятельность направлена
на создание, развитие и укрепление пропагандистского информационного
нарратива в стране: чиновники Администрации президента РФ, руководители,
главные редакторы, а также сотрудники, непосредственно работающие с
аудиторией — телеведущие, обозреватели, колумнисты, идеологи, «эксперты» и
«журналисты» — про-государственных СМИ.

4. Неправительственные организации (некоммерческие, негосударственные
организации, НКО). Общественные объединения, прилагающие усилия для
урегулирования конфликта, проведения диалога между представителями
различных конфликтных групп, привлечения внимания к конфликту, организации
помощи пострадавшим, защиты прав человека и т.д. В эту же категорию
включены общественные кампании, формирующиеся различными группами
про-украинских активистов. Как правило, кампании проводятся для достижения
одной конкретной цели (освобождение Сенцова, украинских моряков и т.д.), и
после ее достижения распадаются. Кампании могут также перерастать в новые
кампании с теми же лидерами и организаторами.

5. Сообщества российских эмигрантов, действующие за рубежом. Основные
усилия эти акторы направляют на привлечение внимания международной
общественности и правительств своих стран к вооруженному конфликту,
на обсуждение с международными экспертами возможных путей его
урегулирования и соблюдения сторонами международных соглашений и
договоров, на продвижение санкций против стран и лиц, виновных в разжигании
конфликта.

Для целей данного доклада понятие «российская государственная пропаганда» 
включает в себя действия, направленные на:

1. Продвижение официальной внешней политики России информационными 
средствами.

2. Формирование положительного образа России и ее внешней политики в 
глазах российской и зарубежной аудитории.

3. Формирование враждебного образа Украины, стран Запада, а также 
деятелей российской оппозиции.

4. Сплочение общества вокруг традиций, «моральных основ», «духовных 
скреп», единого лидера по мобилизационному принципу, поддержка образа 
России как «окруженной крепости» в кругу врагов. 

Отличие пропагандистских СМИ от обычных заключается в том, что целью их 
деятельности является не объективное информирование общества, а создание 
в обществе необходимых власти нарративов, иными словами — создание и 
поддержание «ложной реальности» для сиюминутной выгоды правящего 
режима. Достигается это, в том числе, с помощью использования нелегитимных 
методов воздействия, среди которых: манипулирование информацией, 
дезинформация, одностороннее освещение, создание и публикация фейков и 
т.д. 

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос высокой эффективности 
российской пропаганды. И в самом деле, если взять в качестве примера 



6 Предисловие

только один параметр — рейтинг одобрения действий Владимира Путина на 
посту президента, то по некоторым социологическим исследованиям после 
аннексии Крыма он увеличился более чем на четверть и составил 86 процентов.1 
Очевидно, что таких высоких рейтингов одобрения невозможно было бы 
достигнуть без развернутой в стране пропагандистской кампании неслыханных 
масштабов.

Как много раз будет отмечено в данном докладе, деятельность пропагандистских 
СМИ в период захвата Крыма и разжигания конфликта на Донбассе может 
стать объектом применения международных конвенций и договоров, а 
также российских законов, запрещающих призывы к агрессии. В частности, 
было бы интересно провести юридический анализ квалификации действий 
российских пропагандистов по составу статьи 354 Уголовного кодекса 
РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Не раз 
экспертами прослеживалась прямая связь между сказанным на телевидении 
и непосредственным участием российских граждан в военных действиях в 
Украине («Поехал воевать в Украину, потому что увидел по телевизору, как там 
унижают русскоязычных»).2

Кратко, на наш взгляд, есть две основные причины такого эффективного 
воздействия масс-медиа на российскую аудиторию:

1. Сохраняющаяся безальтернативность телевидения в качестве источника
информации для большей части российского населения. В меньшей степени
это относится к жителям крупных городов с диверсификацией источников
информации, в большей — к удаленным российским регионам, а также  —
как это ни удивительно — к русскоязычным диаспорам за рубежом,
сохраняющим относительную автономность от внешнего мира, традиционно
или в силу недостатка знаний местного языка воспринимающим российские
масс-медиа как единственный надежный информационный ресурс;

2. Роль ключевых помощников в «обеспечении информационного тыла»,
возлагаемая на государственные СМИ российским политическим режимом. В
гибридной войне против Украины и Запада федеральные ТВ-каналы выбраны
в качестве вторых по значимости акторов проникновения и воздействия
после, собственно, вооруженных сил.

О значении, придаваемом государством пропагандистской работе, можно 
судить хотя бы по росту финансирования гос-медиа за последние годы. В 2020 г. 
бюджет государственных СМИ на 2021-2022 годы был увеличен на 40% и 
составил более 102 млрд рублей (около 1 390 млн долларов). Самую большую 
поддержку получили телеканал RT, ВГТРК, «Первый канал», МИА «Россия 
сегодня».3 Главные «бойцы пропагандистского фронта» — пропагандисты 
главных федеральных каналов — являются долларовыми миллионерами, 
владельцами люксовой недвижимости за рубежом.4

1 Волков Д. 86% Путина: верить или нет. Ведомости, 08.12.2015 https://www.vedomosti.ru/opinion/
articles/2015/12/09/620191-86-putina.
2 «Посмотрел телевизор и поехал убивать украинцев». https://npubop.livejournal.com/2312607.html?page=4. 
3 Власти отказались от снижения господдержки СМИ на фоне пандемии. РБК, 17.09.2020 https://www.rbc.ru/
technology_and_media/17/09/2020/5f61f7899a7947687f22edc1.
4 См. например: Квартиры, дача и итальянская вилла Владимира Соловьёва. Фонд борьбы с коррупцией, 28.09.2017 
https://navalny.com/p/5565.

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/09/620191-86-putina
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/09/620191-86-putina
https://npubop.livejournal.com/2312607.html?page=4
https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/09/2020/5f61f7899a7947687f22edc1
https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/09/2020/5f61f7899a7947687f22edc1
https://navalny.com/p/5565


7 Пропагандистские сми

Пропагандистские сми
Телевидение 

1. «Первый канал»

Официальная позиция / функции касательно конфликта

«Первый канал» входит в тройку крупнейших телеканалов РФ, его 
непосредственными конкурентами являются «Россия-1» и НТВ. Позиционируется 
как главный канал страны, однако с 2016 года уступает в рейтинге «России-1». 
Форма собственности — акционерное общество, однако 51% акций «Первого» 
находятся под контролем государства, а 29% принадлежат Национальной 
Медиа Группе (Председатель Совета директоров — Алина Кабаева), 
20% — «прогосударственному» банку ВТБ.5 Генеральный директор ТК — 
Константин Эрнст.

До конца 2013 года «Первому» удавалось сохранять образ аполитичного или 
лояльно-нейтрального СМИ. С началом Евромайдана стоять в стороне стало 
уже невозможно — все медиа-активы Кремля были брошены на «украинский 
фронт». Канал активно включился в информационную войну и не раз 
подвергался критике за очевидный перекос в сторону украинской тематики 
в информационных программах или общественно-политических ток-шоу. 
«Первый канал» является активным проводником официальной позиции Кремля: 
война на Донбассе является «внутренним конфликтом», поводом к нему стали 
приход праворадикальных сил к власти и дискриминация русскоязычного 
населения в восточных областях. В 2014-2015 гг. канал активно продвигал идею 
«федерализации» Украины. 

Интересы / цели в регионе конфликта

Телеканал не имеет своих интересов или целей, а является лишь ретранслятором 
государственной информационной политики в регионе. 

Действия касательно конфликта

Телекритики и журналисты отмечают агрессивно-враждебную риторику, 
односторонний подход, манипулирование фактами, использование 
непроверенной информации, характерные для политических передач и ток-шоу 
«Первого». Начиная с 2014 года, канал был не раз изобличен в фальсификациях, 
самая известная из которых — сюжет о «распятом мальчике» в Славянске 
(июль 2014). Другие примеры фейков — история о массовом бегстве украинцев 
в Россию (март 2014), поддельное фото обстрела лайнера MH17 украинским 
МиГ-29.6  

25 февраля 2015 года в Киеве были задержаны и выдворены из страны с 
запретом въезда на 5 лет корреспонденты «Первого канала» Елена Макарова 

5 ВТБ купил долю Абрамовича в «Первом канале». РБК, 07.03.2019 https://www.rbc.ru/
business/07/03/2019/5c80cc3c9a7947125d24a97e
6 https://www.stopfake.org/ru/tag/pervyj-kanal/

https://www.rbc.ru/business/07/03/2019/5c80cc3c9a7947125d24a97e
https://www.rbc.ru/business/07/03/2019/5c80cc3c9a7947125d24a97e
https://www.stopfake.org/ru/tag/pervyj-kanal/


8 Пропагандистские сми

и НТВ Андрей Григорьев. Официальные представители Украины объяснили, 
что задержание связано с «антиукраинской пропагандой, которую проводили 
эти журналисты».7 С августа 2014 вещание «Первого канала. Всемирная сеть» 
запрещено на территории Украины. С сентября 2015 года телеканал находится в 
санкционном списке Украины, его активы заблокированы.8  

2. Всероссийская государственная телерадиокомпания
(ВГТРК)

Официальная позиция

ВГТРК – один из крупнейших медиахолдингов в мире, владеет сетью 
федеральных ТВ-каналов (Россия-1, Россия-24, Россия-Планета, Россия-Культура 
и др.), радио, а также сетью региональных филиалов. Россия-1 входит в тройку 
главных телеканалов страны, обгоняя «1 канал» и НТВ в рейтингах популярности. 
ВГТРК финансируется на 100% из государственного бюджета. 
Финансирование холдинга в последние годы увеличивалось – до 24,2 млрд 
руб. (примерно 33  млн долларов) на 2020 г., однако на 2021 и 2022 гг. 
намечено снижение — по 21,4 млрд руб.9 Гендиректор – Олег Добродеев.

«Россия-1» и «Россия-24» — крупнейшие каналы холдинга, ведущие 
информационное и общественно-политическое вещание, «флагманские активы» 
ВГТРК. «Россия-1» — один из самых агрессивных пропагандистских 
каналов, активный участник информационной кампании против Украины и 
Запада. Здесь работают главные акторы пропагандистского влияния страны 
— Владимир Соловьев («Поединок», «Вечер с Владимиром Соловьевым»), 
Дмитрий Киселев (заместитель гендиректора ВГТРК, гендиректор ИА «Россия 
сегодня», ведущий программы «Вести недели»), Ольга Скабеева и Евгений 
Попов («60 минут»). По имеющейся информации,  Генеральный директор 
О.Добродеев постоянно участвует во встречах в Администрации президента 
РФ, где руководителям основных государственных СМИ выдаются инструкции 
по направлениям информационной работы (http://kommersant.ru/doc/.

В своих передачах Россия-1 и Россия-24 ретранслируют основные установки 
кремлевских идеологов, прежде всего, в том, что война на Донбассе  — 
внутренний конфликт украинцев. Они обвиняют Украину в военных 
преступлениях и дискриминации населения Донбасса. 

Интересы / цели в регионе конфликта

Как полностью государственная компания, ВГТРК не имеет собственной 
позиции в отношении Украины и Донбасса, а является лишь проводником 
позиции Кремля. Среди мишеней для критики — не только Украина и Запад, но 
и российская оппозиция.

7 В Киеве задержаны корреспонденты Первого канала и НТВ. 25.02.2015 https://meduza.io/news/2015/02/25/v-
kieve-zaderzhany-korrespondenty-pervogo-kanala-i-ntv.
8 Под украинские санкции попали российские министры и крупнейшие авиакомпании. Лента.ру, 16.09.15 
https://lenta.ru/news/2015/09/16/sanctions/.
9 Минфин предложил выделить «Первому каналу» на 4 млрд рублей больше. «Ведомости», 26.09.2019 https://www.
vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit.

https://meduza.io/news/2015/02/25/v-kieve-zaderzhany-korrespondenty-pervogo-kanala-i-ntv
https://meduza.io/news/2015/02/25/v-kieve-zaderzhany-korrespondenty-pervogo-kanala-i-ntv
https://lenta.ru/news/2015/09/16/sanctions/
https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit
https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit


9 Пропагандистские сми

Действия касательно конфликта

Информационное освещение, комментарии или экспертные обсуждения на 
обоих каналах полны агрессивно-враждебной риторики по отношению к Украине, 
альтернативные мнения не допускаются. Как и в других пропагандистских медиа, 
в эфире России-1 и России-24 украинская тема занимает непропорционально 
большое место, при этом обсуждению насущных проблем в России отводится 
меньше времени. На канале обсуждается будущее разделенной Украины и 
«молодых республик», провалы реформ украинских президентов, осмеиванию 
или осуждению подвергаются любые действия властей Украины. Часто в 
качестве «экспертов» в политических ток-шоу выступают украинские или 
западные маргинальные право- или левоэкстремистские деятели, представители 
бывшего режима Януковича, проживающие сейчас в России, представители 
квази-властей ОРДЛО, сепаратисты-участники боевых действий.10 Также весьма 
распространена практика приглашения на политические ток-шоу подставных 
украинских или западных журналистов или политологов, которые должны 
изображать «иную» точку зрения, но на деле также подвергаются публичному 
осмеянию. Не раз оба канала обвинялись в распространении фейков, среди них:

• Инсценированная перестрелка в Симферополе, в ходе которой «украинские
боевики» якобы расстреляли российских военных (1.03.2014);11

• Фейковый сюжет об обстреле села Семёновка фосфорными зажигательными
снарядами 12 июня 2014 г., где были использованы кадры CNN 2004 года.12

В целом действия «России-1» по отношению к региону конфликта можно назвать 
последовательной антиукраинской пропагандой. 

С августа 2014 года вещание всех каналов ВГТРК на территории Украины 
заблокировано. 

3. НТВ

Официальная позиция

Телекомпания НТВ, созданная в 1993 году, на протяжении 10 лет до своего 
уничтожения в 2003 г. считалась наиболее свободным и независимым каналом 
России, даже несмотря на принадлежность канала олигархическим структурам. 
НТВ позволял себе острую критику в адрес руководства и спецслужб. В 2003 г. 
после смены собственников кампания перешла от олигарха и медиа-магната 
Владимира Гусинского в собственность АО «Газпром-Медиа», принадлежащего 
государственной корпорации «Газпром». «Огосударствление» НТВ стало главным 
и завершающим этапом операции Кремля по уничтожению свободных медиа. В 
наши дни НТВ — это таблоидное СМИ, отличающееся от других несвободных 
федеральных телеканалов еще большей резкой критикой оппозиции и Запада, 
скандальными программами. Генеральный директор — Алексей Земский. 

10 См., напр.: Бывший глава правительства ДНР предрек скорое признание Россией республик Донбасса 
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/2422044/video_id/2315528; Российский журналист кинул 
стакан в польского политолога в эфире “России 1” https://ria.ru/20181219/1548264695.html; “Пошел вон!”: Соловьев 
навсегда выгнал украинского эксперта из шоу https://ria.ru/20200318/1568768027.html.
11 Блогеры разоблачают ложь «Вестей»: «бандеровцы» вооружены новейшим российским оружием. Наша Нiва, 
02.03.2014 https://nn.by/?c=ar&i=123861&lang=ru.
12 «Россия 24» проиллюстрировала бомбардировку Семеновки запрещенным оружием кадрами из Ирака. Republic, 
12.06.2014 https://republic.ru/posts/l/1112660/

https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/2422044/video_id/2315528
https://ria.ru/20181219/1548264695.html
https://ria.ru/20200318/1568768027.html
https://nn.by/?c=ar&i=123861&lang=ru
https://republic.ru/posts/l/1112660/


10 Пропагандистские сми

Канал НТВ — третий в тройке лидеров пропагандистской информационной 
войны после «1 канала» и ВГТРК.

Интересы в регионе конфликта

НТВ является органичной частью пропагандистской машины Кремля. Канал 
неоднократно обвиняли в активном участии в антиукраинской медиа-кампании, 
организованной российскими властями. С 2014 г. НТВ внес значительный вклад в 
пропагандистское обеспечение оккупации и аннексии Крыма, военных действий 
на Донбассе, катастрофы MH-17. 

Действия касательно конфликта

Как и другие прокремлевские медиа, канал НТВ постоянно уличали в искажении 
фактов, атаках на медийных лиц, передергиваниях, односторонней подаче 
новостей. В 2014 году широкую известность получили факты использования 
одних и тех же подставных людей в сюжетах на разные темы.13 Кроме того, 
НТВ выпустил в эфир несколько анонимных фильмов (выходные данные не 
указаны), в которых нападкам подвергались активные участники Евромайдана 
или украинские власти («Принцесса у параши», «Тайная жизнь Виталия Кличко» 
и др.), а также россияне, поддержавшие Украину («13 друзей хунты», «Ещё 17 
друзей хунты»).

С августа 2014 г. вещание НТВ в Украине заблокировано. Позже Украина 
запретила въезд на свою территорию 49 работникам российских СМИ, 
включая главного редактора НТВ Владимира Кулистикова. В сентябре 2015 
НТВ находится в санкционном списке Украины. Доступ его 
корреспондентов на территорию страны запрещен.

4. RT (ранее — Russia Today)

Официальная позиция

RT (до 2008 г. — Russia Today) — медиа-холдинг, созданный в 2005 г. для 
вещания на зарубежную аудиторию, включая русскоязычную. Включает в себя 
каналы RT America, RT UK, RT International, RT Deutsch, а также вещание из 
Москвы на арабском, испанском, французском и русском языках, канал RTD, 
новостное видео-агентство Ruptly. Позиционирует себя как негосударственный, 
однако управляющая некоммерческая организация «ТВ-новости» полностью 
финансируется из федерального бюджета. Финансирование «ТВ-новости» 
составляет в 2020 г. почти 23 млрд руб. (примерно $310 550 000), что на 12 млрд 
больше, чем в 2013 г.14

Главный редактор с самого основания — Маргарита Симоньян.

RT Кремль отводит особую роль: оправдать действия России и обелить ее образ 
для внешней аудитории. В этом канал явно преуспел: используя манипуляции 
фактами, общее незнание зарубежной аудиторией России, Украины и в целом 
проблематики Восточной Европы, а также традиционную нелюбовь европейцев 

13 Российские телеканалы уличили в искажении информации о событиях на Украине. «Эхо Москвы», 11.04.2014 
https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1298010-echo/.
14 Минфин предложил выделить «Первому каналу» на 4 млрд рублей больше. «Ведомости», 26.09.2019 
https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit

https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1298010-echo/
https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit


11 Пропагандистские сми

к Америке, играя на фактах, способных вызвать споры и поляризацию общества, 
злоупотребляя принципом свободы слова в странах вещания, RT удается влиять 
на общественное мнение на Западе, правда, в основном среди необразованной 
эмигрантской публики, ностальгирующей по «сильной России».

Немецкий, испанский и французский офисы RT были открыты в 2014-2015 
гг. Открытие новых офисов и рост финансирования компании совпадает с 
периодом «после Майдана». Связь между открытием новых каналов и украинских 
событий подтверждает, например, такая запись в разделе «О нас» немецкого RT 
Deutsch: «Украинский кризис показал, насколько устоявшийся немецкоязычный 
медиа-ландшафт характеризуется односторонним, зачастую манипулятивным и 
упрощенным взглядом на вещи».15

RT гордится рекордным количеством просмотров и «лайков» (положительных 
отзывов), однако по сообщению журналистов, аудитория канала в целом 
немногочисленна. Например, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального 
провел весной 2020 года расследование о накрутке просмотров роликов 
телеканала в YouTube, выяснив, что до 2/3 просмотров, лайков и комментариев 
получены с помощью ботов или купленных «голосов».16

Интересы в регионе конфликта

У RT, как и у других пропагандистских каналов, нет своей самостоятельной 
позиции. Вместе с тем, миссия RT заключается в формировании положительного 
образа России за рубежом, а также в донесении до международного сообщества 
позиции российских властей. Еще одна цель — ослабление западного мира 
изнутри.

Действия касательно конфликта

Деятельность каналов RT направлена, прежде всего, на формирование у 
международного сообщества положительной оценки политики Путина в 
отношении Украины, пренебрежительного и даже презрительного отношения к 
Украине как к «недогосударству». RT всегда отрицала роль России в 
разжигании конфликта и причастность к взрыву MH17, отрицала наличие 
российских войск на Донбассе.

RT ведет информационную работу против Украины через распространение 
односторонней информации, фейков и лжи. Еще одним направлением действий 
Симоньян и ее холдинга является раскол западного общественного мнения с 
помощью целенаправленного искусственного раздувания тем, подвергающих 
сомнению демократические ценности и приоритет прав человека в мире, 
разжигание ненависти и вражды по отношению к социальным группам в Европе 
и Германии, прежде всего, к мигрантам, а также к либеральным политическим 
деятелям, правозащитникам, мыслителям, поддержавшим Украину.

Общая идеология освещения RT событий в ходе конфликта — «в  Украине 
происходит геноцид русскоязычных». RT стала выразителем и 
распространителем конспирологических теорий и непроверенных утверждений. 
Самые маргинальные аккаунты соцсетей, публикующие слухи, фейки и 

15 RT Über uns https://deutsch.rt.com/uber-uns/ (перевод с немецкого).
16 ФБК: Симоньян накручивает просмотры на ютьюб-каналах RT через порносайты. Znak, 02.04.2020 
https://www.znak.com/2020-04-02/fbk_simonyan_nakruchivaet_prosmotry_na_yutub_kanalah_rt_cherez_pornosayty.

https://deutsch.rt.com/uber-uns/
https://www.znak.com/2020-04-02/fbk_simonyan_nakruchivaet_prosmotry_na_yutub_kanalah_rt_cherez_pornosayty


12 Пропагандистские сми

назойливые фантазии, оказались востребованы российскими государственными 
каналами, в том числе RT. Именно RT первой распространила информацию про 
мифического испанского «диспетчера Карлоса», который якобы сообщил, что 
MH17 был обстрелян украинским военным самолетом. Позже поддержала миф 
о «распятом мальчике» в Славянске. RT постоянно критикует и высмеивает 
украинские власти.17 

С августа 2014 года трансляция канала в Украине запрещена. С сентября 2015 
года RT находится под украинскими санкциями. В ноябре 2016 г. Европарламент 
принял резолюцию, осуждающую «пропаганду со стороны России и 
исламистских террористических группировок», в которой были особенно 
отмечены «заслуги» RT и Sputnik.18 В документе сообщается, что «Кремль усилил 
пропаганду против ЕС с момента аннексии Крыма и начала гибридной войны в 
Донбассе». Для этого российское правительство использует «широкий набор 
инструментов», таких как «аналитические центры,... многоязычные телекомпании 
(например, RT), псевдо-информационные агентства и мультимедийные сервисы 
(например, Sputnik)».19

В июле 2019 года британский медиарегулятор Ofcom оштрафовал RT на 200 
тысяч фунтов за нарушения правил вещания в Британии.20 В ноябре 2017 г. RT 
была зарегистрирована в США в качестве «иностранного агента».21  

17 Как врет телеканал Russia Today. Ответ Маргарите Симоньян. The Insider, 31.05.2017 
https://theins.ru/antifake/58435.
18 Европарламент принял резолюцию о борьбе с «пропагандой Кремля». «Ведомости», 23.11.2016 
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
19 Цит. по: Список Путина. Форум Свободной России https://www.spisok-putina.org/personas/simonyan/
20 https://www.ofcom.org.uk/about-ofcom/latest/bulletins/content-sanctions-adjudications/decision-tv-novosti.
21 https://www.reuters.com/article/us-russia-usa-media-restrictions-rt/russias-rt-america-registers-as-foreign-agent-in-
u-s-idUSKBN1DD25B.

https://theins.ru/antifake/58435
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.spisok-putina.org/personas/simonyan/
https://www.ofcom.org.uk/about-ofcom/latest/bulletins/content-sanctions-adjudications/decision-tv-novosti
https://www.reuters.com/article/us-russia-usa-media-restrictions-rt/russias-rt-america-registers-as-foreign-agent-in-u-s-idUSKBN1DD25B
https://www.reuters.com/article/us-russia-usa-media-restrictions-rt/russias-rt-america-registers-as-foreign-agent-in-u-s-idUSKBN1DD25B


13 Пропагандистские сми

Печатные медиа

5. Газета «Комсомольская правда»

Официальная позиция

«Штурмовая авиация ВСУ отбомбилась по блокпостам самообороны Крыма на 
Чонгарском перешейке. После артподготовки нацбатальоны выбили крымчан 
с Чонгара и Перекопа. Спустя три дня после начала масштабной войсковой 
операции добробаты и регулярные полки Украины с материка вместе с частями, 
базировавшимися в Крыму, окружили Симферополь, Севастополь и Феодосию... 
Российский флот снялся с якорей и взял курс на Новороссийск. Над площадью 
Нахимова в Севастополе поднят красно-черный флаг украинских националистов, 
Киев ликует», — так один из главных «военных журналистов» «Комсомольской 
правды» (далее — КП) Александр Коц фантазировал на тему «что было бы, если 
бы Крым не вернулся в Россию». В дальнейшем легенда «если бы не Россия, 
то в Крыму стояли бы националисты / войска НАТО» стала главным лозунгом 
российской пропаганды, оправдывающим захват полуострова. 

КП — олицетворение желтой скандально-развлекательной прессы таблоидного 
и пропагандистского типа с тиражом 2,7 млн экз. (2017). Самый крупный тираж 
ежедневной газеты КП и еженедельной «КП-Толстушки» составлял в 2009 г. 
34 млн экземпляров и до сих пор является самым высоким среди российских 
печатных изданий. 

Финансируется из негосударственных источников. 45% издания находятся в 
собственности Сергея Руднова, владельца ООО «ЛДВ Пресс». Также одним 
из миноритарных владельцев акций КП с долей от 4 до 7% является главный 
редактор издания Владимир Сунгоркин.

В настоящее время в издательский дом «Комсомольская правда» входят 
(помимо КП) пять газет, радиостанция и сайт. В 2011-14 работал также телеканал 
«Комсомольская правда».

Интересы в регионе конфликта

Несмотря на то, что КП — издание негосударственное, Сунгоркин постоянно 
подчеркивает свою близость к власти.22 КП много сделала для оправдания 
агрессии против Украины. В апреле 2014 г. журналисты издания были 
награждены орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени «за 
объективность при освещении событий в Крыму».23 Вместе с Сунгоркиным 
были также награждены «военкоры» Александр Коц и Дмитрий Стешин, авторы 
многочисленных репортажей с Донбасса, отличающихся односторонностью и 
необъективностью и в основном оправдывающих действия сепаратистов.

Действия касательно конфликта

Дезинформация, агрессивные атаки и фальсификации при освещении событий 

22 Сунгоркин рассказал, что познакомился с Путиным в ФСБ. Царьград, 12.01.2018 https://tsargrad.tv/news/
sungorkin-rasskazal-poznakomilsja-s-putinym-v-fsb_105169.
23 За взятие Крыма. «Ведомости», 05.05.2014 https://vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/05/05/za-vzyatie-kryma.

https://tsargrad.tv/news/sungorkin-rasskazal-poznakomilsja-s-putinym-v-fsb_105169.
https://tsargrad.tv/news/sungorkin-rasskazal-poznakomilsja-s-putinym-v-fsb_105169.
https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/05/05/za-vzyatie-kryma


14 Пропагандистские сми

в Украине и в отношении российской оппозиции, поддерживающей Украину.24 
Кампания по дискредитации Бориса Немцова после его убийства. Примеры 
заголовков статей КП, в которых встречаются признаки дезинформации и 
пропаганды, призывы к развязыванию агрессивной войны: 

• «Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон» (Александр Коц, 13.02.17).
Цитата:
«- Конечные цели какие у этой войны?
- Киев — конечная цель. Скрывать не станем.
- Киев для того, чтобы поменять там власть, или Киев для того, чтобы
присоединить к России?
- Киев — русский город. Русский украинский город. Наше дело маленькое.
Наверху решат. Но я думаю, что таких ошибок, которые были с Януковичем,
быть не должно... Вся Украина — цель. Никакой другой цели быть не
может».

• «Украинские «добровольцы» в Донбассе насиловали детей» (Дмитрий
Стешин, 07.08.2016);

• «Киев начал карательную операцию против восставшего Славянска»
(Александр Коц, 24.04.14),

• «В Киеве съели «русскоязычного» младенца» (12.01.15)

• «Чему учат в украинской школе: Первая древнейшая… нация» (30.07.2018).

• «Карательную операцию Киева в Донбассе координируют США»,

• «Украиной рулят девять уголовников и клиент психбольницы»...

• «Люстрация — майдана иллюстрация» (24.04.2014). Цитата: «Единственные,
кто реально заинтересован во всеобщей проверке [люстрации], - боевики
«Правого сектора». Потому что только в этом случае у них не останется
конкурентов в борьбе за власть. <...> Под ее [люстрации] знаменем
бесчинствовал майдан, захватывала власть хунта».25

Законченный образ «расстрельного СМИ» придала КП организованная не без 
ее поддержки травля 17-летнего школьника Влада Колесникова, выступившего 
в поддержку Украины, и после всероссийского гонения со стороны самой 
тиражной газеты страны покончившего с собой.26

6. LIFE

Официальная позиция / функции касательно конфликта

Прокремлевский интернет-таблоид, медиа-канал Life.ru (до 2014 года — 
LifeNews), создан в 2008 г. и принадлежит медиахолдингу News Media Арама 
Габрелянова. В 2013-2017 гг. действовал телеканал LIFE. Канал прославился 
«новаторским» подходом к получению новостей в виде системы оплаты за 
получение мгновенной эксклюзивной информации, фото или видео с места 
событий.  

24 Скойбеда У. Политик Леонид Гозман заявил: «Красивая форма - единственное отличие СМЕРШ от СС». 
«Комсомольская правда», 13.05.2013 https://www.kp.ru/daily/26073.5/2980350/.
25 https://www.kp.ru/daily/26224.4/3106744/.
26 Более подробно об этом см.: Яковенко И. Главный итог года — вертикаль нравственного идиотизма. 29.11.2015 
https://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/12/134.html.

https://www.kp.ru/daily/26073.5/2980350/
https://www.kp.ru/daily/26224.4/3106744/
https://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/12/134.html


15 Пропагандистские сми

Лайф — один из самых активных участников кампании ненависти против 
Украины с начала Евромайдана. Зарекомендовал себя как главный «сливной 
бачок» фейков, односторонней и непроверенной информации. Журналисты 
Лайф с начала конфликта поддерживали сепаратистов, работали на Донбассе со 
стороны российских и сепаратистских вооруженных формирований. В ОРДЛО 
действует студия Лайф, там же дислоцируется и группа WarGonzo, одного из его 
пропагандистских проектов.   

Действия касательно конфликта

Life.ru и телеканал LifeNews не раз обвинялись в призывах к агрессии против 
Украины, поддержке и героизации сепаратистов,27 травле оппозиции, 
манипуляциях фактами и использовании фейков. 17 июля 2014 года LifeNews 
первым сообщил о «новой победе донецких ополченцев» - сбитом MH17, 
который они сначала приняли за самолет Ан-26 ВВС Украины.28 Другие примеры 
фейков: «Голосующие в Голландии прячут лица, опасаясь мести со стороны 
украинских радикалов»29, «Экс-глава внутренних войск заявил, что на Майдане 
были иностранные снайперы»30 «Туристам на Украине силовики давали стрелять 
по мирным жителям»31 и др.

7. Sputnik

Официальная позиция

Наравне с Russia Today (RT) новостное агентство Sputnik часто упоминается как 
один из главных пропагандистских инструментов Путина на Западе. 

Sputnik — проект международного информационного агентства «Россия 
сегодня» (бывш. РИА «Новости» и «Голос России»), ориентированный на 
зарубежную аудиторию. Главный редактор Sputnik — Маргарита Симоньян, она 
же — главред телеканала RT (Russia Today) и МИА «Россия сегодня».  Гендиректор 
«России сегодня» — пропагандист канала «Россия-1» Дмитрий Киселев. Офисы 
Sputnik находятся в  Вашингтоне, Каире, Пекине, Лондоне, Монтевидео, 
Бишкеке и других городах. Вещание ведется на 30 языках. В состав 
Sputnik входит одноименное радио, интернет-сайты и пресс-центры. Как 
государственное агентство, Sputnik финансируется из госбюджета. 

Стилистика и наполнение информационного вещания Sputnik в отношении 
Донбасса и в целом Украины выглядят как целенаправленные действия по 
продвижению и оправданию действий России, критике Украины и Запада. 
Особой агрессивностью в отношении Украины отличается работа редакций 
Sputnik в странах Балтии. 

Вещание Sputnik заблокировано в Литве, Латвии, Эстонии, Украине. 
Информагентство часто указывается в докладах западных спецслужб и 

27 За что погиб Моторола https://life.ru/p/917965.
28 Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Русская служба Би-Би-Си, 28.09.2016 
https://www.bbc.com/russian/features-37496581.
29 https://ru.krymr.com/a/27666764.html.
30 Экс-глава внутренних войск заявил, что на Майдане были иностранные снайперы. LIFE, 10.09.2017 
https://life.ru/p/1042365.
31 Туристам на Украине силовики давали стрелять по мирным жителям. LIFE, 11.08.2014 https://life.ru/p/138238.

https://life.ru/p/917965
https://www.bbc.com/russian/features-37496581
https://ru.krymr.com/a/27666764.html
https://life.ru/p/1042365
https://life.ru/p/138238


16 Пропагандистские сми

аналитических центров как орудие российской пропаганды и обвинялось в 
дезинформации западными СМИ и медиа-персонами, в частности президентом 
Франции Эмануэлем Макроном.32 

В ноябре 2016 г. Европарламент принял резолюцию, осуждающую «пропаганду 
со стороны России и исламистских террористических группировок», в которой 
были особенно отмечены «заслуги» RT и Sputnik.33 

В 2016 году Европарламент принял резолюцию о борьбе с пропагандой со 
стороны России и исламистских террористических группировок, которые 
преследуют цель «исказить правду, посеять страх, сомнения и раскол 
в Евросоюзе». Все это используется для того, чтобы «бросить вызов 
демократическим ценностям», обеспечить поддержку политики Кремля внутри 
России и создать иллюзию появления failed states на востоке Европы.

Интересы в регионе конфликта

В отношении региона конфликта Sputnik отстаивает исключительно политические 
интересы Кремля за рубежом. 

Действия касательно конфликта

Информационное освещение агентством событий на Донбассе, как и 
другими пропагандистскими СМИ, отличает отсутствие собственной позиции, 
оправдание и прикрытие действий России, односторонность, агрессивность, 
манипуляции фактами, фальсификации. В целом работу НА «Спутник» 
можно назвать не информированием, а намеренной дезинформацией. 
Агентство активно продвигало идею, что Украине надо попрощаться с 
Крымом,34 версию об украинском следе в катастрофе MH17,35 мифы о 
провале украинских реформ и экономическом коллапсе в Украине,36 о 
«дискриминации русского языка» в Украине37 и т.д.

8. Федеральное агентство новостей (ФАН)

Официальная позиция / функции касательно конфликта

Российское информационное агентство «Федеральное агентство новостей» 
(ФАН) — главный проект «фабрики медиа», которая наряду с «фабрикой троллей» 
(другое название — «пригожинские тролли») составляет неофициальный 
«медиахолдинг» Евгения Пригожина (о Пригожине см. раздел «Пропагандисты»). 

32 Макрон обвинил “Russia Today” и “Спутник” в “пропаганде”. Радио «Свобода», 29.05.2017
https://www.svoboda.org/a/28516886.html.
33 Европарламент принял резолюцию о борьбе с «пропагандой Кремля». «Ведомости», 23.11.2016 
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
34 Расследование ФБР против Sputnik и как Порошенко хочет вернуть Крым? Stopfake.org, 18.09.2017 
https://www.stopfake.org/ru/rassledovanie-fbr-protiv-sputnik-i-kak-poroshenko-hochet-vernut-krym-sfn-175/.
35 Бершидский Ю. Sputnik запутался в своих фейковых версиях гибели малайзийского «Боинга». The Insider, 
19.03.2018 https://theins.ru/antifake/95587.
36 Sputnik проиллюстрировал актуальную новость об Украине фотографией двухмесячной давности. Stopfake.
org, 28.04.2015 https://www.stopfake.org/ru/sputniknews-proillyustriroval-aktualnuyu-novost-ob-ukraine-fotografiej-
dvuhmesyachnoj-davnosti/.
37 “Геноцид русских на Украине”: как российские СМИ реагируют на ситуацию с законопроектом Бужанского. 
Stopfake.org, 21.07.2020 https://www.stopfake.org/ru/genotsid-russkih-na-ukraine-kak-rossijskie-smi-reagiruyut-na-
situatsiyu-s-zakonoproektom-buzhanskogo/

https://www.svoboda.org/a/28516886.html
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.stopfake.org/ru/rassledovanie-fbr-protiv-sputnik-i-kak-poroshenko-hochet-vernut-krym-sfn-175/
https://theins.ru/antifake/95587
https://www.stopfake.org/ru/sputniknews-proillyustriroval-aktualnuyu-novost-ob-ukraine-fotografiej-dvuhmesyachnoj-davnosti/
https://www.stopfake.org/ru/sputniknews-proillyustriroval-aktualnuyu-novost-ob-ukraine-fotografiej-dvuhmesyachnoj-davnosti/
https://www.stopfake.org/ru/genotsid-russkih-na-ukraine-kak-rossijskie-smi-reagiruyut-na-situatsiyu-s-zakonoproektom-buzhanskogo/
https://www.stopfake.org/ru/genotsid-russkih-na-ukraine-kak-rossijskie-smi-reagiruyut-na-situatsiyu-s-zakonoproektom-buzhanskogo/


17 Пропагандистские сми

Всего вместе с ФАН к «фабрике медиа» относятся еще 15 интернет-сайтов 
«информационно-скандальной направленности».38

Занимает агрессивную антиукраинскую позицию. Публикует негативную 
информацию и дезинформацию о лидерах российской оппозиции, 
организует кампании травли на оппозиционных и независимых журналистов-
расследователей, как в случае обнаружения и первого подробного описания 
«ЧВК Вагнера».39 ФАН работает в тесном сотрудничестве с «фабрикой троллей», 
вместе они создают и распространяют фейки. Аккаунты ФАН заблокированы 
в Википедии, YouTube, Facebook и Google News.40 Агентство обвиняли во 
вмешательстве в выборы в США,41 за что в декабре 2018 Минфин США внес ФАН 
в санкционный список Specially Designated Nationals List.42

В отношении конфликта на Донбассе ФАН активно продвигает главную 
кремлевскую «установку» для пропагандистских СМИ: геноцид в отношении 
русскоязычных, который организуют захватившие власть в Украине фашисты». 
ФАН постоянно публикует фейки и негативную информацию в отношении 
Украины.

Интересы в регионе конфликта

ФАН активно работает на дискредитацию украинских властей и раздувание 
конфликта. Своих интересов у агентства в регионе конфликта нет. 

Действия касательно конфликта

ФАН — активный участник действий российской пропаганды против Украины. 
Его работа, как и деятельность других прокремлевских СМИ, направлена 
на обоснование агрессии России на Донбассе, выгодное освещение 
действий сепаратистов, фейки в отношении рейса MH17, преследование 
демократической оппозиции и ее лидеров, поддержавших Украину. 

38 Расследование РБК: как из «фабрики троллей» выросла «фабрика медиа». РБК, 24.03.2017 
https://www.rbc.ru/magazine/2017/04/58d106b09a794710fa8934ac.
39 Новые угрозы в адрес «Новой газеты», 19.10.2018 
https://novayagazeta.ru/articles/2018/10/18/78241-novye-ugrozy-v-adres-novoy-gazety.
40 Суд в США отказал российскому СМИ ФАН в иске к Facebook. РИА Новости, 21.07.2019  
https://ria.ru/20190721/1556731543.html.
41 $2 млн в месяц: сколько «повар Путина» тратит на американские выборы-2018. The Bell,
20.10.2018 https://thebell.io/2-mln-mesyats-skolko-povar-putina-tratit-na-amerikanskie-vybory-2018.
42 США ввели санкции против агентства ФАН, Мишкина и Чепиги. РБК, 19.12.2018 
https://www.rbc.ru/politics/19/12/2018/5c1a86fb9a7947ac5e581452.

https://www.rbc.ru/magazine/2017/04/58d106b09a794710fa8934ac
https://novayagazeta.ru/articles/2018/10/18/78241-novye-ugrozy-v-adres-novoy-gazety
https://ria.ru/20190721/1556731543.html
https://thebell.io/2-mln-mesyats-skolko-povar-putina-tratit-na-amerikanskie-vybory-2018
https://www.rbc.ru/politics/19/12/2018/5c1a86fb9a7947ac5e581452


18 Пропагандистские сми

Акторы влияния — пропагандисты 

9. Алексей Громов

Официальная позиция относительно конфликта

Громов — Первый заместитель руководителя Администрации Президента 
(АП). Он является ключевым чиновником АП, отвечающим за информационную 
политику российских государственных СМИ. АП и до этого играла 
роль единого идеологического центра, но особенно ярко это проявилось в 
связи с началом Евромайдана и в последующих событиях в Крыму и Донбассе. 
Алексей Громов пользуется полным доверием президента России Владимира 
Путина. Он лично курирует производство государственной пропаганды и 
цензуры, направления деятельности СМИ, вопросы освещения работы 
президента и так называемого журналистского президентского пула, а также 
решает вопросы финансирования и поддержки СМИ. 

До осени 2016 года обязанности по контролю над СМИ были распределены 
между двумя первыми заместителями главы АП: за телевидение и газеты 
отвечал Громов, а за интернет — Вячеслав Володин. Однако с уходом Володина 
в Государственную Думу и назначением Сергея Кириенко главой АП, Громов 
получил контроль над всеми СМИ. Кроме того, он курирует деятельность пресс-
служб силовых ведомств. Он проводит совещания для представителей пресс-
служб в МВД, Генеральной прокуратуре, Следственном комитете и других 
ведомствах.43

Цели

В интересы Громова входит пропагандистское обеспечение вооруженного 
конфликта на Донбассе и всех событий, связанных с ним. Например, была 
организована целая операция по выгораживанию России после катастрофы 
MH17. Судя по схожести новостных сюжетов и основных комментариев всех 
пропагандистских каналов относительно этого события, инструкции по его 
освещению также спускались из АП. 

Действия в отношении конфликта

Громов напрямую взаимодействует с главными редакторами ключевых 
государственных СМИ. Основные директивы по информационному освещению 
важнейших тем исходят именно из его кабинета.44 Многие главреды не раз 
сообщали о своем участии в регулярных совещаниях в АП с участием Громова.45 В 
2016 г. взломанная переписка медиа-магната Арама Габрелянова показала, что из 
департамента Громова в газеты «Известия» и Life высылались готовые заказные 
материалы.46 Начиная с Евромайдана руководство АП активно взаимодействует 
с группой политтехнологов и экспертов, обеспечивающих пропагандистскую 
работу и заполонивших все федеральные телеканалы. Среди этих медийных лиц 

43 Кынев А. Путин & Co: Who is Who в администрации президента Российской Федерации 
https://zakon.ru/blog/2020/7/10/putin__co_ili_who_is_who_v_administracii_prezidenta_rossijskoj_federacii_84798.
44 Повелитель кукол. «Проект». https://www.proekt.media/portrait/alexey-gromov/
45 Там же.
46 Габрелянов Арам Ашотович. Список Путина. ФСР https://www.spisok-putina.org/personas/gabrelyanov/.

https://zakon.ru/blog/2020/7/10/putin__co_ili_who_is_who_v_administracii_prezidenta_rossijskoj_federacii_84798
https://www.proekt.media/portrait/alexey-gromov/
https://www.spisok-putina.org/personas/gabrelyanov/


19 Пропагандистские сми

есть и граждане Украины, играющие роль «мальчиков для битья» на различных 
политических ток-шоу, как выясняется — за плату.47

После начала агрессии в Украине была зафиксирована и резкая активизация 
российских каналов международного вещания: финансирование RT из 
госбюджета после 2014 года было увеличено, были созданы новые редакции 
(французская, немецкая, испанская RT). В ноябре 2014 было создано 
пропагандистское агентство Sputnik.

17 июня 2015 года Громов выступил на церемонии открытия мемориальной 
доски в память о погибших на Донбассе журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка 
и Антона Волошина, где заявил: «Это война, на которой, в отличие от других, 
надпись “Пресса” не помогала и не спасала, а наоборот…», тем самым намекнув, 
что ВСУ прицельно стреляют в журналистов.48

10. Арам Габрелянов
Официальная позиция

Габрелянов — медиа-магнат, близкий к Кремлю, учредитель и генеральный 
директор издательского дома News Media, владеющего таблоидными СМИ Life, 
Mash, WarGonzo и др. С 2011 по 2016 — председатель совета директоров газеты 
«Известия». 

Габрелянов всегда старался подчеркивать свою лояльность властям. Он говорил, 
например, что «ни один таблоид в мире не может быть непатриотичным»,49 
«Президент, премьер-министр и патриарх всея Руси — это три запретные темы, 
потому что их нельзя критиковать».50

Интересы

Габрелянов — «классический» путинский издатель и владелец СМИ, зависящий 
от Администрации президента и контактов с чиновниками, в отношении которого 
понятие свободы слова не применимо. Лайф.ру и другие медиа Габрелянова — 
это несвободные СМИ, обслуживающие интересы Кремля и выполняющие его 
задания. 

Габрелянов неоднократно крайне агрессивно и нелицеприятно высказывался 
в адрес властей Украины, сторонников Майдана, всегда подчеркивал свою 
полную поддержку политике России в отношении Украины. Тесное и прямое 
сотрудничество СМИ Габрелянова с администрацией президента подтвердилось 
публикацией в 2016 г. материалов его личной переписки, вскрытой хакерами 
«Анонимного интернационала». Из них, в частности, следовало, что издания 
«Известия» и «Лайф» размещали заказные материалы по указаниям замглавы АП 
Алексея Громова, согласовывая их тексты напрямую с Габреляновым.51 

47 Раскрыты гонорары иностранных «мальчиков для битья» на российских ток-шоу. Лента.ру, 17.10.2017 
https://lenta.ru/news/2017/10/17/deneg_net/
48 Громов: прицельного огня в Донбассе нет ценой жизни убитых журналистов. РИА Новости, 17.06.2015 
https://ria.ru/20150617/1074273091.html
49 Азар И. “У меня есть миссия”. Арам Габрелянов о честной журналистике и любви к Путину. Лента.ру, 28.05.2012 
https://lenta.ru/articles/2012/05/28/gabrelyanov/.
50 Кашин О. Арам Габрелянов: «Путин - папа нации, предъявить ему ничего нельзя». OpenSpace.ru, 11.07.2011 
http://os.colta.ru/media/paper/details/23555/.
51 Габрелянов Арам Ашотович. Список Путина. ФСР https://www.spisok-putina.org/personas/gabrelyanov/.

https://lenta.ru/news/2017/10/17/deneg_net/
https://ria.ru/20150617/1074273091.html
https://lenta.ru/articles/2012/05/28/gabrelyanov/
http://os.colta.ru/media/paper/details/23555/
https://www.spisok-putina.org/personas/gabrelyanov/


20 Пропагандистские сми

Действия в отношении конфликта

В апреле 2014 г. Габрелянов закрыл украинское издание газеты «Жизнь», так как 
ее журналисты отказались публиковать материалы под названиями «Защити нас, 
Россия», «Россия, помоги» и «Необандеровская диктатура».52 

Начиная с Евромайдана его СМИ в крайне тенденциозном виде описывают 
события, происходящие в Украине и в районе вооруженного конфликта. На 
страницах его СМИ публикуются самые непримиримые антиукраинские авторы, 
такие как Захар Прилепин, Семен Пегов и Андрей Бабицкий.

Примеры заголовков Лайф.ру: 

• «Поклонская: “Небесная сотня” Майдана — черти из пепелища» (21 ноября
2016);

• «Страна-шизофрения: Украина паразитирует на остатках технологий — и это
бесит США» (18 августа 2018).

С мая 2016 г. Габрелянов находится в списке персональных санкций Украины 
против российских пропагандистов.53

11. Евгений Пригожин

Официальная позиция

Евгений Пригожин — бизнесмен, входит в число приближенных к президенту 
Путину лиц. Официально структуры Пригожина занимаются строительством, 
девелопментом, кейтерингом для школ, организацией питания для высших 
должностных лиц и для официальных мероприятий высшего уровня (за что 
его прозвали «поваром Путина»). Неофициально круг дел теневой империи 
Пригожина гораздо шире. 

По имеющимся в СМИ многочисленным данным, функции Пригожина в отношении 
конфликта заключаются в его негласной поддержке тайных операций на 
территории Украины, а также, предположительно, в создании и финансировании 
формирований профессиональных боевиков-наемников  — частных военных 
компаний (ЧВК), в том числе, участвующих и в военных действиях на Донбассе.  

С 2016 года Пригожин, ряд сотрудников «фабрики троллей» и его компаний 
включены в санкционный список США.54 Этот список дополняется. В последний 
раз агенты пригожинских медиа были включены в список в июле 2020 г.55 
Социальные сети Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и YouTube проводят 
вычищение фейковых аккаунтов «троллей» и блокировку новых.56

52 Шепелин И. Габрелянов закрыл украинскую «Жизнь» из-за отказа от заметки «Необандеровская диктатура». 
Republic, 9.04.2014 https://republic.ru/posts/l/1081845.
53 Киев ввел санкции против руководителей российских СМИ. Интерфакс, 27.05.2016 
https://www.interfax.ru/world/510474
54 Пригожин и Ковальчук попали под американские санкции. Медуза, 20.12.2016 
https://meduza.io/news/2016/12/20/prigozhin-i-kovalchuk-popali-pod-amerikanskie-sanktsii.
55 США ввели санкции против связанных с Пригожиным людей и компаний. РБК, 15.07.2020 
https://www.rbc.ru/politics/15/07/2020/5f0f4a829a794767c98aa6b3.
56 Кречетова А. Google и Facebook раскрыли масштаб «вмешательства России» в выборы США. Forbes, 30.10.2017 
https://www.forbes.ru/tehnologii/352217-google-i-facebook-raskryli-masshtab-vmeshatelstva-rossii-v-vybory-ssha.

https://republic.ru/posts/l/1081845
https://www.interfax.ru/world/510474
https://meduza.io/news/2016/12/20/prigozhin-i-kovalchuk-popali-pod-amerikanskie-sanktsii
https://www.rbc.ru/politics/15/07/2020/5f0f4a829a794767c98aa6b3
https://www.forbes.ru/tehnologii/352217-google-i-facebook-raskryli-masshtab-vmeshatelstva-rossii-v-vybory-ssha


21 Пропагандистские сми

Интересы в регионе конфликта

Деятельность Пригожина в отношении конфликта направлена на поддержку 
«гибридной» войны военными и невоенными средствами. 

Действия относительно конфликта

Как близкому другу президента, Пригожину доверяются самые серьезные и 
деликатные поручения, в их числе: 

1. «Военные операции»: создание и поддержка частных военных компаний,
которые участвуют в военных действиях в разных частях света, в т.ч. в
Украине, проводят диверсионные операции, охраняют стратегические
объекты (например, нефтепроводы в Сирии).

2. «Невоенные» операции — создание и поддержка «фабрики троллей» и
«фабрики медиа» - сетевых организаций, нацеленных на пропагандистскую
работу в соцсетях, создание СМИ, цель которых — борьба с оппозицией,
подрыв демократии по всему миру, вмешательство в дела других стран, в т.ч.,
в выборы (например, США 2016 г. и др.).

Эта деятельность не финансируется государством напрямую, а становится 
возможной  через отмывание государственных средств — получение 
структурами Пригожина крупных госконтрактов от Министерства обороны 
РФ (МО), которые затем используются уже как частные средства.57 По версии 
журналистов-расследователей компанию курирует Главное разведывательное 
управление МО.58

В 2014 г. боевики ЧВК Вагнера наряду с десантниками Черноморского флота 
принимали участие в оккупации Крыма в роли «вежливых людей»: захватывали 
административные объекты, разоружали украинские военные базы и т.д.59 
В 2014-2015 гг. они участвовали в военных действиях на Донбассе.60

«Фабрика троллей» (офиц. название — «Агентство интернет-расследований») — 
медиа-структура, созданная с целью распространения дезинформации, влияния 
на общественное мнение, дискредитации оппозиции, главным образом, в 
соцсетях. Агентство использует фейковые аккаунты, с которых «тролли» - 
оплаченные сотрудники, в основном молодые люди 20-30 лет — засылают в 
сеть фейковую информацию, провоцируют и оскорбляют других пользователей, 
вступают с ними в перепалку, защищают позицию власти, в частности, по 
вопросам вооруженного конфликта на востоке Украины.

12. Дмитрий Киселёв

Официальная позиция / функции касательно конфликта

Дмитрий Киселев — телеведущий ВГТРК («Россия-24» и «Россия-1»), один 
из самых влиятельных и известных акторов информационной пропаганды 

57 Призраки войны: как в Сирии появилась российская частная армия. РБК, 25.08.2016 
https://www.rbc.ru/magazine/2016/09/57bac4309a79476d978e850d.
58 Там же.
59 Коротков Д. «Славянский корпус» возвращается в Сирию. «Фонтанка», 16.10.2015 
https://www.fontanka.ru/2015/10/16/118/.
60 Там же.

https://www.rbc.ru/magazine/2016/09/57bac4309a79476d978e850d
https://www.fontanka.ru/2015/10/16/118/


22 Пропагандистские сми

на российском ТВ. Он не только сам выступает по телевидению, где ведет 
общественно-политическую программу «Вести недели» на телеканале 
«Россия-1», но и является чиновником — возглавляет международное 
информационное агентство «Россия сегодня», крупнейшее государственное 
медиа-агентство России. 

Киселев не раз агрессивно высказывался в своих программах об Украине. 
Основная позиция — отказ Украине в самостоятельности, государственности и 
легитимности: «Украина — проект Запада», «Украины нет. Теперь это 
виртуальное понятие, виртуальная страна и failed state» (май 2014 г.)61 
«Украина — государство хаоса, беспредела и абсурда» (2017). Как подчеркивают 
медиа-эксперты, данная формула стала потом одним из основных инструментов в 
«методичках» по пропаганде. 

С 2015 г. Киселев находится под санкциями Украины, Молдовы, Швейцарии, Канады, 
США и стран ЕС. 

Интересы

Как актор вляния, работающий на общероссийском государтсвенном канале, Киселёв 
защищает интересы Кремля в отношении региона конфликта: агресивно критикует 
украинскую власть, называет Украину «недогосударством», поддерживает сепаративстов 
ОРДЛО. В таких действиях Киселёва, как высказывания в поддержку агрессивных действий 
России и оправдание действий сепаратистов, могут быть усмотрены признаки преступления, 
предусмотренного статьей 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной 
войны», а также международными документами, запрещающими подобные действия.  

Действия в отношении региона конфликта

Действия Киселева выражаются в агрессивной пропаганде против народа и 
правительства Украины, распространении угроз, дезинформации и фейков. 
Примеры фейков и намеренных манипуляций:

• «В Севастополе американцы уже планировали свою военную базу, а
Порошенко, который был изгнан из Крыма за недели до референдума, явно
бы посягнул на полуостров и его жителей» (март 2019);

• «Украина сейчас для журналистов, наверное, самое опасное место в мире...»
(Сентябрь 2016);

• Сюжет в «Вестях недели» о боях в аэропорту Донецка, где четко видны
солдаты в форме и с нашивками российских ВС. При этом журналист за
кадром называет их «бойцами вооруженных сил «ДНР» (январь 2015).

• Сюжет под названием «Злокачественная мутация украинства» о новой дате
Дня защитника Украины, 14 октября. В сюжете подчеркивается, что это — дата
создания УПА. В этом сюжете УПА представляется в абсолютно негативном
свете, в частности, говорится, что УПА виновна в уничтожении деревни
Хатынь.62

61 Дмитрий Киселев: «Теперь Украина - виртуальная страна, а наш портал настоящий!». The Republic, 15.05.2014 
https://republic.ru/posts/l/1097998.
62 Фейки в программе «Вести недели» с Дмитрием Киселевым. Stopfake.org, 24.10.2014 
https://www.stopfake.org/ru/fejki-v-programme-vesti-nedeli-s-dmitriem-kiselevym/.

https://republic.ru/posts/l/1097998
https://www.stopfake.org/ru/fejki-v-programme-vesti-nedeli-s-dmitriem-kiselevym/


23 Пропагандистские сми

Также Киселев много и самым серьезным образом искажал информацию о 
Евромайдане, что нашло отражение в решении российской Общественной 
комиссии по жалобам на прессу.63 

Среди его пропагандистских проектов — пророссийский портал Украина.ру. 

В целом в деятельности Киселева могут усматриваться признаки преступлений 
согласно действующим статьям Уголовного кодекса РФ: ст. 205.2. (Публичные 
призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное 
оправдание терроризма или пропаганда терроризма), ст. 354. (Публичные 
призывы к развязыванию агрессивной войны), ст. 282.1 (Возбуждение ненависти 
либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по 
признакам пола, расы, национальности...), ст. 280. (Публичные призывы к 
осуществлению экстремистской деятельности).

13. Владимир Соловьев

Официальная позиция

Телеведущий канала «Россия-1», входит в число самых известных российских 
акторов влияния — пропагандистов. Соловьев известен своим крайне 
враждебным отношением к Украине и подобострастным восхвалением 
российской власти. Он ведет на «России-1» программу «Москва. Кремль. Путин», 
снимает документальные фильмы о Путине и на протяжении нескольких лет был 
единственным журналистом, кому Путин давал большие интервью. 

Позиция Соловьева по отношению к Украине на протяжении определенного 
периода менялась несколько раз. «Сколько украинских и русских жизней вы 
готовы положить на то, чтобы захватить Крым...?»64, спрашивал он еще до всех 
событий на Майдане в начале 2013 г. «Этот день мы приближали как могли. 
Крым и Севастополь снова в составе России. Историческая справедливость 
восторжествовала!» (18 марта 2014).

В отношении конфликта на Донбассе Соловьев занял вполне определенную 
позицию с самого начала: «В Новороссии антифашисты воюют с фашистами».65

Интересы в регионе конфликта

С 2014 года телепрограммы Соловьева создавались и курируются со стороны 
Администрации Президента РФ (см. главу «Алексей Громов») с целью 
поддержания и увеличения рейтинга Владимира Путина (который с 2017 года 
падает, не смотря ни на что), раздувания атмосферы ненависти по отношению 
к Украине и ее сторонникам в России (речь идет, прежде всего, о российской 
либеральной оппозиционно настроенной интеллигенции). Также Соловьев 
активно участвует в раздувании выгодного для Кремля мифа «окруженной 
крепости», когда «вокруг все  враги», с целью мобилизации общества вокруг 
власти. 

63 https://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby/3007-zhaloba-na-vesti-nedeli-s-dmitriem-
kisilevym-iz-za-osveshcheniya-evromajdana?showall=&start=9.
64 Владимир Соловьев объяснил, почему России не нужен Крым. Примечания, 30.05.2016 
https://primechaniya.ru/sevastopol/stati/13447.
65 Логика зверя. «АиФ», 01.07.2014 https://aif.ru/euromaidan/opinion/1199193.

https://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby/3007-zhaloba-na-vesti-nedeli-s-dmitriem-kisilevym-iz-za-osveshcheniya-evromajdana?showall=&start=9
https://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby/3007-zhaloba-na-vesti-nedeli-s-dmitriem-kisilevym-iz-za-osveshcheniya-evromajdana?showall=&start=9
https://primechaniya.ru/sevastopol/stati/13447
https://aif.ru/euromaidan/opinion/1199193


24 Пропагандистские сми

Действия относительно конфликта

Начиная с февраля 2014 г., Соловьев занимался оправданием взятия Крыма и 
военной экспансии против Украины и отмыванием образа России, за что в числе 
300 других сотрудников российских гос-СМИ был тайно награжден президентом 
«за объективное освещение событий в Крыму». При этом заслуги Соловьева 
были отмечены особо — он получил не медаль, как большинство награжденных, 
а Орден Александра Невского.66 

С 2014 года, во время обострения ситуации в Украине, в частности, на Донбассе, 
общественно-политическое ток-шоу «Вечер с Владмиром Соловьевым» 
из еженедельной превратилось в ежедневную, чтобы еще эффективнее 
обрабатывать антиукраинской пропагандой российское население. 

Соловьев прославился агрессивными нападками на спикеров с альтернативной 
позицией, не только вербальными, но и физическими: в его студии происходили 
потасовки, одного украинского выступающего он выгнал прямо во время записи 
из студии.67

14. Маргарита Симоньян

Официальная позиция

Главный редактор RT (Russia Today), МИА «Россия сегодня» и Sputnik, Симоньян 
занимает ключевые позиции в пропагандистских медиа, созданных для вещания 
на зарубежную аудиторию, включая русскоязычную. Холдинг иноязычного 
вещания Russia Today она возглавила в 2005 году (когда ей было 25 лет). 

Симоньян вполне определенно высказывается о «миссии» своих СМИ: 
«В каком-то смысле не иметь своего иновещания — это все равно что не иметь 
министерства обороны. Когда войны нету, оно вроде как и не нужно. Но блин, 
когда война есть, это прямо критично».68

«Мне категорически не нравится, что в мире доминирует (и только последние 
несколько лет благодаря нам и «Аль-Джазире» перестает доминировать) один-
единственный взгляд на что-либо… В 2008-м [в ходе российско-грузинской 
войны — авт.] у нас аудитория была не лучшая..., но она была значительно 
меньше, чем сейчас, поэтому наш голос утонул в этом хоре, а сейчас [во время 
конфликта с Украиной — авт.] не утонет».69

По отношению к региону конфликта Симоньян занимает про-имперскую 
позицию и, если и критикует российскую власть, то только за слабость и 
недостаточную решительность. Например, с самого начала конфликта активно 
выступала за «паспортизацию» населения ОРДЛО, но Кремль оставлял такие 
призывы без ответа. В июне 2018 года она написала: «Возьму и организую какое-
нибудь общественное движение #гражданствоДонбассу. Кто со мной?».70

66 За взятие Крыма. «Ведомости», 05.05.2014 www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/05/05/za-vzyatie-kryma.
67 «Отдайте на расстрел НКВД»: Соловьев выгнал из студии бывшего депутата Верховной рады из-за слов об УПА. 
Газета.ру, 27.02.2020 https://www.gazeta.ru/politics/2020/02/27_a_12978715.shtml.
68 Русские медиа изнутри. Маргарита Симоньян, главный редактор Russia Today. Интервью О. Кашину. «Афиша», 
18.10.2011 https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/ministry-of-truth-simonyan/.
69 Азар И. Маргарита Симоньян: “Не собираюсь делать вид, что я объективная”. Лента.ру, 7.03.2013 
https://lenta.ru/articles/2013/03/07/simonyan/.
70 https://twitter.com/M_Simonyan/status/1004696918537179136.

https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/05/05/za-vzyatie-kryma
https://www.gazeta.ru/politics/2020/02/27_a_12978715.shtml
https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/ministry-of-truth-simonyan/
https://lenta.ru/articles/2013/03/07/simonyan/
https://twitter.com/M_Simonyan/status/1004696918537179136


25 Пропагандистские сми

Интересы в регионе конфликта

СМИ, которыми руководит Симоньян, были созданы с целью продвижения 
российской повестки в мире. Они являются частью гибридной войны 
против Украины и занимаются распространением односторонней 
информации, фейковых новостей и лжи. В целом деятельность СМИ Маргариты 
Симоньян способствует развитию в России и за рубежом такой картины 
мира, которая в конечном счете приводит к массовым преступлениям против 
человечности и убийству тысяч невинных граждан на территории Украины.

Действия касательно региона конфликта

Симоньян лично в своих соцсетях, а также ее медиа, продвигали положительную 
оценку аннексии Крыма и действий сепаратистов на Донбассе. Как и другие 
акторы влияния, Симоньян называет военные действия на Донбассе «внутренним 
конфликтом» Украины, отрицает роль России в катастрофе МН17 и обвиняет в 
этом Украину. О том, что ее позиция с годами не меняется, а только укрепляется, 
свидетельствует ее твит по отношению к массовым протестам в Беларуси: «А 
вообще пора уже вежливым людям навести там порядок, конечно. Как они 
умеют» (август 2020 г).71 Следствием деятельности Симоньян и руководимых 
ею СМИ является формирование у части международного сообщества 
положительной оценки политики Путина в Украине, а также — негативного 
отношения к Украине и украинцам. 

Усилия Симоньян не остались без внимания с обеих сторон. В 2014 г. 
Владимир Путин секретным указом наградил ее орденом «За заслуги перед 
Отечеством» IV степени «за объективность при освещении событий в Крыму». 
В мае 2016 г. главреду RT Маргарите Симоньян, наряду с руководителями других 
пропагандистских СМИ, запрещен въезд на территорию Украины.72 

В 2016 году Европарламент принял резолюцию о борьбе с пропагандой со 
стороны России и исламистских террористических группировок, в которой 
говорится: «Кремль усилил пропаганду против ЕС с момента аннексии Крыма и 
начала гибридной войны на Донбассе...». Для этого российское правительство 
использует «широкий набор инструментов», в том числе «многоязычные 
телекомпании (например Russia Today, или RT), псевдоинформационные 
агентства и мультимедийные сервисы (например Sputnik), соцсети и интернет-
тролли».73 74

В 2020 г. ее личный аккаунт в Twitter получил метку «Государственное издание, 
Россия», которым маркируются несвободные правительственные медиа. 
В дальнейшем Twitter отказывает аккаунтам с такими метками в продвижении.75

71 https://twitter.com/M_Simonyan/status/1294140006882189312.
72 Порошенко запретил въезд на Украину руководителям некоторых российских СМИ. «Ведомости», 27.05.2016 
https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/05/27/642747-poroshenko-vezd-ukrainu.
73 Европарламент принял резолюцию о борьбе с «пропагандой Кремля». «Ведомости», 23.11.2016 
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu.
74 Резолюция Европейского парламента от 23 ноября 2016 года о стратегических коммуникациях ЕС с целью 
противодействия пропаганде против него со стороны третьих сил (2016/2030(INI) 
https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2016-0441_EN.html
75 Twitter начал маркировать аккаунты СМИ и журналистов, связанных с государством. Meduza, 06.08.2020 https://
meduza.io/news/2020/08/06/twitter-nachal-markirovat-akkaunty-smi-i-zhurnalistov-svyazannyh-s-gosudarstvom-metki-
poluchili-rt-i-margarita-simonyan.

https://twitter.com/M_Simonyan/status/1294140006882189312
https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/05/27/642747-poroshenko-vezd-ukrainu
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2016-0441_EN.html
https://meduza.io/news/2020/08/06/twitter-nachal-markirovat-akkaunty-smi-i-zhurnalistov-svyazannyh-s-gosudarstvom-metki-poluchili-rt-i-margarita-simonyan
https://meduza.io/news/2020/08/06/twitter-nachal-markirovat-akkaunty-smi-i-zhurnalistov-svyazannyh-s-gosudarstvom-metki-poluchili-rt-i-margarita-simonyan
https://meduza.io/news/2020/08/06/twitter-nachal-markirovat-akkaunty-smi-i-zhurnalistov-svyazannyh-s-gosudarstvom-metki-poluchili-rt-i-margarita-simonyan


26 Пропагандистские сми

15. Владимир Сунгоркин

Официальная позиция

Главный редактор и директор издательского дома «Комсомольская правда» (КП). 
Сунгоркин относится к числу главных российских акторов информационного 
влияния — или пропагандистов. В КП работает с 1975 года. Несмотря на то, 
что КП — издание негосударственное, всячески подчеркивает свою близость 
к власти («Нынешний президент — это именно тот человек, которого нужно 
поддерживать во всех его начинаниях»76). 

С победой Евромайдана, началом аннексии Крыма и развязыванием конфликта 
на Донбассе риторика газеты под руководством Сунгоркина становится 
мобилизационной. В 2014 он говорил об этом так:

«М.КОРОЛЁВА: Спрашивают вас слушатели наши: «Объективно ли, как 
вам кажется, освещаются события, происходящие на Украине, нашими 
федеральными СМИ?». 
В.СУНГОРКИН: Ну, конечно, они стоят на позициях российского государства 
и российского интереса, поэтому ... безусловно нельзя говорить о такой 
полной объективности, да? Я думаю, они подыгрывают российскому 
государству. 
М.КОРОЛЁВА: Вот, вы как главный редактор «Комсомольской правды» готовы, 
например, предоставить трибуну второй стороне? 
В.СУНГОРКИН: Да не готов! В этой ситуации абсолютно не готов. А зачем? 
А зачем я им буду предоставлять? Как я могу ему [бандеровцу] дать слово, 
если они сегодня отзомбированы их укро-Геббельсами так, что нам и не 
снилось?». (Из интервью «Эху Москвы»).77

Данная позиция находит отражение в особом, одностороннем подборе новостей 
и информации, освещении событий и трактовании фактов. На страницах 
газеты часто появляется непроверенная или заведомо фальсифицированная 
информация, на них нет места равносторонним дискуссиям с нейтральным 
обсуждением разных позиций.  

Действия относительно конфликта

Создание фейков, дезинформация, манипуляция фактами. Сунгоркин часто дает 
интервью и высказывается в адрес Украины. Из конкретных действий: 

• Создание мифа о «капитане Волошине», якобы сбившем малазийский
«Боинг».78 В видеоинтервью с «очевидцем» в студии КП участвовал лично
Сунгоркин. Вслед за КП эту легенду распространяли в качестве «проверенной
информации» телеканал «Россия-1» и другие пропагандистские СМИ. В
последующие годы КП уже рассказывала, что «Боинг» сбил украинский
«Бук».79

76 Сунгоркин рассказал, что познакомился с Путиным в ФСБ. Царьград-ТВ, 12.01.2018 
https://tsargrad.tv/news/sungorkin-rasskazal-poznakomilsja-s-putinym-v-fsb_105169.
77 «Особое мнение» на «Эхе Москвы», 28.03.14 https://echo.msk.ru/programs/personalno/1288200-echo.
78 Варсегов Н. Малайзийский «Боинг» сбил украинский летчик - капитан Волошин. «Комсомольская правда», 
22.12.2014 https://kp.ru/daily/26323.5/3204312/.
79 «Боинг» над Донбассом все-таки сбил украинский «Бук». «КП», 08.12.2014 
https://www.spb.kp.ru/daily/26768.7/3800099/.

https://tsargrad.tv/news/sungorkin-rasskazal-poznakomilsja-s-putinym-v-fsb_105169
https://echo.msk.ru/programs/personalno/1288200-echo
https://kp.ru/daily/26323.5/3204312/
https://www.spb.kp.ru/daily/26768.7/3800099/


27 Пропагандистские сми

• Пропаганда ненависти против Украины, поддержание мифа «Украина — 
недогосударство», что оно скоро развалится. Примеры:

 ▪ «Владимир Сунгоркин: На Украине всё будет ещё хуже, чем при 
Порошенко»80;

 ▪ «Владимир Сунгоркин: На Украине явно назревает новый майдан с 
предсказуемым результатом»81; 

 ▪ «Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин: 
«Власти Украины продолжают сходить с ума!»82. 

80 Радио «Комсомольская правда», 30.05.2019 https://radiokp.ru/podcast/chto-budet/11333.
81 https://www.spb.kp.ru/daily/26767.4/3798697/.
82 https://www.kp.kz/daily/26676.7/3698526/.

https://radiokp.ru/podcast/chto-budet/11333
https://www.spb.kp.ru/daily/26767.4/3798697/
https://www.kp.kz/daily/26676.7/3698526/


28 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

Условно независимые, 
оппозиционные и 
расследовательские СМИ

16. «Эхо Москвы»

Официальная позиция

«Эхо Москвы» (ЭМ) — самая известная и популярная информационно-
политическая разговорная радиостанция. В 2009-2013 гг. признана самой 
цитируемой радиостанцией России.83 Владелец 66% акций радиостанции — АО 
«Газпром-Медиа».84

Общее направление идеологии вещания — либеральная «системная 
оппозиционность» с «разрешенным» уровнем критики власти. С самого 
начала своего существования в 1990 г. ЭМ придерживается принципа 
предоставления всех значимых точек зрения на события (включая провластные 
и недемократические). Внесистемная оппозиция склонна считать ЭМ рупором 
Кремля, так как ЭМ часто дает слово представителям российской власти и 
транслирует прокремлевскую позицию.

Тем не менее, ЭМ имеет значительное влияние на оппозиционно настроенную 
аудиторию. Массовость аудитории поддерживается и тем, что это единственная 
радиостанция, критикующая власть, дающая слово оппозиционным политикам, 
которая до сих пор работает в FM-диапазоне. Также большое значение для 
аудитории имеет сайт ЭМ http://echo.msk.ru, зарегистрированный как отдельное 
СМИ, на котором публикуются популярные критические мнения. 

Официальную позицию ЭМ относительно событий в Украине можно назвать 
ограниченно независимой. Редакция не признает аннексию Крыма, не называет 
его российским, но и не называет его открыто украинским. ЭМ подробно и 
достаточно объективно освещала Евромайдан. В отношении сбитого «Боинга» 
МН17 ЭМ также предоставляет все альтернативные точки зрения, открыто 
освещает судебный процесс в Нидерландах, рассказывает о журналистских 
расследованиях, что в целом можно назвать достаточно смелой позицией в 
условиях несвободы СМИ.

Функции касательно конфликта с одной стороны можно определить как 
исполнение роли независимого СМИ с критической позицией по отношению к 
власти. С другой — доносить до целевой аудитории (образованный «средний 
класс») позицию Кремля. Видимо, данная функция и является условием 
продолжения существования радиостанции. 

83 Медиалогия: «Эхо Москвы» — самая цитируемая радиостанция в течение 5 лет. ЭМ, 07.05.2014 
https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1315236-echo/
84 https://www.gazprom-media.com/ru/company/show?id=22.

http://echo.msk.ru
https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1315236-echo/
https://www.gazprom-media.com/ru/company/show?id=22


29 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

Интересы в регионе конфликта

«Эхо Москвы» пытается предоставить независимую информацию относительно 
военных действий на Донбассе, однако при этом связана обязательствами 
с Кремлем, в число которых входит отсутствие прямой критики Путина и 
представление точки зрения властей на события. Выполнение этих обязательств 
и другие компромиссы с властью, по-видимому, и делают возможным 
существование ЭМ как относительно независимого либерального медиа. 

Таким образом, в интересы ЭМ входит предоставление объективной информации 
аудитории, при этом не давая поводов для острой реакции властей. Это 
соответствует позиции Главреда ЭМ Алексея Венедиктова «лавировать между 
струйками».85 Однако в условиях, когда даже простое молчание и неодобрение 
действий Кремля может быть крайне рискованным для СМИ, ЭМ можно считать 
самой свободной FM-радиостанцией в России. 

Действия относительно конфликта

ЭМ подвергается критике с обеих сторон: органы власти и охранители обвиняют 
радиостанцию в «проукраинском» освещении событий на Донбассе,86 тогда как 
оппозиционные критики часто обвиняют главреда Венедиктова в 
двуличности. Игорь Яковенко отзывается об ЭМ так: «Венедиктовское «Эхо 
Москвы» — это весьма эффективно и изощренно действующее подразделение 
информационных войск Кремля».87 В одном из интервью начала 2018 г. 
Венедиктов назвал военный конфликт на Донбассе «внутренним».88 

При этом ЭМ достаточно открыто и объективно рассказывает о военном 
конфликте, фейках пропагандистских СМИ, расследованиях военных 
преступлений, дает слово оппозиционным авторам и представителям Украины. 
С другой стороны ЭМ пытается избежать прямой критики Путина, оставаясь 
«над» конфликтом. В основном критика ЭМ направлена против штатных 
пропагандистов гос-СМИ и путинских одиозных «охранителей». ЭМ активно 
цитирует и дает слово представителям власти (напр., пресс-секретарю Путина 
Д. Пескову, которого главный редактор ЭМ Алексей Венедиктов называет своим 
другом)89, системной оппозиции или связующим медиаторам между Кремлем и 
оппозицией (К. Собчак, А. Красовский и др.). 

17. «Новая газета»
Официальная позиция / функции относительно конфликта

«Новая газета» (далее  — НГ) https://novayagazeta.ru — наиболее крупное 
печатное издание, которое можно назвать «независимым» с точки зрения 
свободы слова. Создана в 1993 г. после раскола в редакции «Комсомольской 
правды». Контрольный пакет акций принадлежит редакционному коллективу, 

85 Там же.
86 “Эхо Москвы” намерено оспаривать предупреждения Роскомнадзора. Центр «Сова», 05.11.2014 
https://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2014/11/d30587/.
87 Яковенко И. Игорь Яковенко: Украину хотят накрыть Веником 
https://yakovenkoigor.blogspot.com/2019/08/blog-post_12.html.
88 Суть событий. «Эхо Москвы», 05.01.2018 https://echo.msk.ru/programs/sut/2123522-echo/.
89 Рейтер С., Горяшко С. “Между струйками”: жизнь и правила Алексея Венедиктова. Би-би-си, 29.04.2020 
https://www.bbc.com/russian/features-51844470.

https://novayagazeta.ru
https://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2014/11/d30587/
https://yakovenkoigor.blogspot.com/2019/08/blog-post_12.html
https://echo.msk.ru/programs/sut/2123522-echo/
https://www.bbc.com/russian/features-51844470


30 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

миноритарии — Михаил Горбачев и бизнесмен Александр Лебедев. Именно 
наличие независимых от государства совладельцев предопределяет 
относительно свободную информационную политику газеты. Тем не менее, ее 
часто укоряют в отсутствии беспристрастного взгляда и в «партийности». 

НГ последовательно и жестко критикует действия России на Донбассе, подробно 
и независимо освещает военную, а также социальную и гуманитарную ситуацию 
в регионе конфликта, проводит яркие и громкие журналистские расследования.

Интересы в регионе конфликта

В интересы издания входит как можно более объективное освещение конфликта 
и гуманитарной ситуации на Донбассе, а также установление истины о причинах 
и виновниках военных действий. 

Действия относительно конфликта

В мае 2014 г. журналист НГ Павел Каныгин, освещавший развитие конфликта и 
т.н. «референдум о независимости Донбасса», был похищен сепаратистами, 
потребовавшими за него выкуп в размере 30 тыс. долларов США. Подвергался 
пыткам, был освобожден за выкуп.90 В июне 2015 года во время командировки на 
Донбасс Каныгин был снова задержан и избит представителями 
госбезопасности так называемой «ДНР».91

Каныгин также является автором важных расследований о причастности 
российских вооруженных сил к катастрофе MH17.92

18. Телеканал «Дождь»

Официальная позиция / функции касательно конфликта

«Дождь» (https://tvrain.ru) — частный круглосуточный информационный 
телеканал. Принадлежит одноименному медиахолдингу, основным владельцем 
которого является Наталья Синдеева, она же — основатель и генеральный 
директор ТК «Дождь». В медиахолдинг входят также другие либеральные СМИ — 
Slon.ru и Republic. Общее направление вещательной политики — умеренно 
независимое. Телеканал подробно освещает сложные внутрироссийские 
темы, политические и социальные протесты в России, деятельность 
оппозиции, предоставляет слово оппозиционным демократическим политикам 
и общественным деятелям, проводит собственные и подробно освещает 
партнерские журналистские расследования. 

Тем не менее, «Дождь» предпочитает дистанцироваться от наиболее острых 
вопросов. Так, канал хоть и освещал подробно Евромайдан, аннексию Крыма 
и начало захвата востока Украины, однако впоследствии дистанцировался 
от этой темы. 

90 В Донецкой области освобожден корреспондент “Новой газеты”, похищенный во время освещения 
референдума https://www.newsru.com/world/12may2014/kanygin.html.
91 Спецкора «Новой газеты» Павла Каныгина привезли в Россию. «Новая газета», 16 июня 2015 https://novayagazeta.
ru/news/2015/06/16/112949-spetskor-171-novoy-gazety-187-pavel-kanygin-171-on-napravil-na-menya-pistolet-i-sprosil-ya-
za-nih-ili-za-171-ukropov-187-kogda-ya-skazal-8212-za-mir-mgbshnik-srazu-dal-mne-kulakom-v-glaz-187.
92 Каныгин П. «На нашем поле «Бука» не было. Ни следа — ни от гусениц, ни от велосипеда». «Новая газета», 
07.06.2015 https://novayagazeta.ru/articles/2015/06/07/64439-171-na-nashem-pole-171-buka-187-ne-bylo-ni-sleda-8212-ni-
ot-gusenits-ni-ot-velosipeda-187.

https://tvrain.ru
https://www.newsru.com/world/12may2014/kanygin.html
https://novayagazeta.ru/news/2015/06/16/112949-spetskor-171-novoy-gazety-187-pavel-kanygin-171-on-napravil-na-menya-pistolet-i-sprosil-ya-za-nih-ili-za-171-ukropov-187-kogda-ya-skazal-8212-za-mir-mgbshnik-srazu-dal-mne-kulakom-v-glaz-187
https://novayagazeta.ru/news/2015/06/16/112949-spetskor-171-novoy-gazety-187-pavel-kanygin-171-on-napravil-na-menya-pistolet-i-sprosil-ya-za-nih-ili-za-171-ukropov-187-kogda-ya-skazal-8212-za-mir-mgbshnik-srazu-dal-mne-kulakom-v-glaz-187
https://novayagazeta.ru/news/2015/06/16/112949-spetskor-171-novoy-gazety-187-pavel-kanygin-171-on-napravil-na-menya-pistolet-i-sprosil-ya-za-nih-ili-za-171-ukropov-187-kogda-ya-skazal-8212-za-mir-mgbshnik-srazu-dal-mne-kulakom-v-glaz-187
https://novayagazeta.ru/articles/2015/06/07/64439-171-na-nashem-pole-171-buka-187-ne-bylo-ni-sleda-8212-ni-ot-gusenits-ni-ot-velosipeda-187
https://novayagazeta.ru/articles/2015/06/07/64439-171-na-nashem-pole-171-buka-187-ne-bylo-ni-sleda-8212-ni-ot-gusenits-ni-ot-velosipeda-187


31 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

Как СМИ демократической направленности, канал не одобряет действия России 
и не поддерживает сепаратистские режимы, но воздерживается от острых 
заявлений и комментариев в связи с конфликтом. 

Характерным фактом в истории «Дождя» является запрет его вещания на 
территории Украины Национальным советом Украины по телевидению и 
радиовещанию в 2017 году.  Среди причин называлось нарушение украинского 
законодательства в области коммерческой рекламы, однако представляется, 
что настоящим поводом стали несанкционированные украинскими властями 
поездки репортеров «Дождя» в Крым, а также — карта России с изображением 
Крыма в программе «Здесь и сейчас». Синдеева прокомментировала решение 
Нацсовета так: «Телеканал руководствуется российским законодательством 
при изображении карты России. В соответствии со статьей 65 Конституции 
Российской Федерации Республика Крым является субъектом Российской 
Федерации».93

Тем не менее, как единственный телевизионный канал демократической 
направленности (хоть и выходящий преимущественно в Интернете), «Дождь» 
нельзя сбрасывать со счетов при анализе дружественного Украине российского 
медиарынка. 

Действия относительно региона конфликта

Нейтральное освещение событий на Донбассе. «Дождь» выпускает 
журналистские расследования, например, о вербовке российских наемников.94 
Еще одно полезное направление — разбор фейков госмедиа в программе 
«Fake News», например, большое расследование о создании мифа о «распятом 
мальчике» в Славянске95 и др. В целом необходимо отметить благожелательное 
и всестороннее освещение по отношению к Украине. Канал подробно 
рассказывает о ходе судебного процесса в Нидерландах по катастрофе МН17. 

19. «Грани.ру»

Официальная позиция

«Грани.ру» (www.grani.ru) — независимое интернет-издание оппозиционно-
демократического направления. Детально освещает действия оппозиции, в 
том числе, протесты против российской агрессии в Украине, публикует 
материалы в поддержку Украины, занимается разоблачениями медиа-фейков 
пропагандистских СМИ, жестко критикует российские власти. На сайте много 
аналитики, в том числе, в специальном разделе издания, посвященном 
Украине.96 Среди авторов — оппозиционные лидеры, гражданские активисты, 
публицисты, правозащитники, в том числе, и украинские комментаторы 
(например, Виталий Портников). 

93 https://tvrain.ru/news/nats_po_ukraina-425256/.
94 Ерженков С. Кто вербует российских добровольцев, и что им обещают. «Дождь», 26.02.2015 https://tvrain.ru/
teleshow/reportazh/kto_verbuet_rossijskih_dobrovoltsev_i_chto_im_obeschajut_istorija_odnogo_naemnika_ekskljuziv_
dozhdja-382605/
95 Откуда взялся рассказ о распятии 3-летнего мальчика в эфире Первого канала. «Дождь», 0707.2014 
https://youtu.be/W9BjogewWXk.
96 https://grani-ru-org.appspot.com/Politics/World/Europe/Ukraine.

http://www.grani.ru
https://tvrain.ru/news/nats_po_ukraina-425256/
https://tvrain.ru/teleshow/reportazh/kto_verbuet_rossijskih_dobrovoltsev_i_chto_im_obeschajut_istorija_odnogo_naemnika_ekskljuziv_dozhdja-382605/
https://tvrain.ru/teleshow/reportazh/kto_verbuet_rossijskih_dobrovoltsev_i_chto_im_obeschajut_istorija_odnogo_naemnika_ekskljuziv_dozhdja-382605/
https://tvrain.ru/teleshow/reportazh/kto_verbuet_rossijskih_dobrovoltsev_i_chto_im_obeschajut_istorija_odnogo_naemnika_ekskljuziv_dozhdja-382605/
https://youtu.be/W9BjogewWXk
https://grani-ru-org.appspot.com/Politics/World/Europe/Ukraine


32 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

Грани.ру стал одним из первых четырех российских оппозиционных сайтов, 
заблокированных в марте 2014 года по требованию Генпрокуратуры согласно 
«закону Лугового» («закон о внесудебной блокировке экстремистских сайтов»). 
На данный момент доступ к сайту на территории России возможен только 
через VPN, Tor или зеркало https://grani-ru-org.appspot.com). В июне 2020 г. 
Европейский суд по правам человека присудил по 10 тысяч евро компенсации 
сайтам «Грани. ру» и «Каспаров.ру» за внесудебную блокировку.97

20. МБХ-Медиа

Официальная позиция

Сетевое общественно-политическое информационное издание, созданное 
Михаилом Ходорковским (https://mbk-news.appspot.com). Было основано после 
блокировки сайта «Открытая Россия» Роскомнадзором в 2017 г. За недолгое 
время своего существования (с 2017 г.) МБХ-Медиа стал одним из самых 
влиятельных информационных независимых ресурсов, обладающим развитой 
корреспондентской сетью в регионах России и за рубежом. В 2019 входил в 
десятку самых цитируемых интернет-сайтов.98 Неоднократно номинировался и 
становился лауреатом журналистских премий. 

В настоящее время сайт заблокирован на территории России и доступен только 
на зеркале https://mbk-news.appspot.com или с помощью VPN-сервисов. 

МБХ-Медиа — один из проектов организации «Открытая Россия», основанной 
Ходорковским еще во времена ЮКОСа, в начале 2000 годов. В 2017 г. 
Генпрокуратура РФ внесла три иностранных юридических лица — Otkrytaya 
Rossia и Open Russia Civic Movement (оба — Великобритания) и Institute of 
Modern Russia, Inc (США), возглавляемый сыном Ходрквского Павлом, в 
реестр «нежелательных организаций». Это почему-то дало повод российским 
спецслужбам преследовать и российское движение «Открытая Россия», хотя 
формально оно с ними никак не связано, не имеет статуса юридического лица, 
а самое главное — не может быть «нежелательной организацией» (по закону 
ими могут быть только иностранные НКО).99

В отношении региона конфликта МБХ-Медиа занимает взвешенную позицию, 
активно критикует российские власти, предоставляет слово оппозиционным и 
проукраинским авторам. 

Интересы и действия

МБХ-Медиа был создан как независимый информационный ресурс, целью 
которого является объективное освещение событий, в том числе, в Украине. 
Военному конфликту, а также гуманитарной ситуации на Донбассе посвящены 
десятки статей российских и украинских авторов. 

97 https://zona.media/news/2020/06/23/grnru-ksprvru.
98 Федеральные СМИ: октябрь 2019. Медиалогия https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7028.
99 Кошик А. Штраф за Ходорковского: за что наказали пенсионера, врачей и педагога. Радио «Свобода», 06.07.2018 
https://www.svoboda.org/a/29344947.html

https://grani-ru-org.appspot.com
https://mbk-news.appspot.com
https://mbk-news.appspot.com
https://zona.media/news/2020/06/23/grnru-ksprvru
https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7028
https://www.svoboda.org/a/29344947.html


33 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

21. Радио «Свобода»

Официальная позиция / функции касательно конфликта

Радио «Свобода» (далее РС) — международный медиахолдинг (полное название 
Radio Free Europe/Radio Liberty), вещающий на 26 языках, в том числе, на 
русском, украинском и крымскотатарском. Финансируется из средств Конгресса 
США (www.svoboda.org).  Русская служба РС действует как самостоятельное 
издание, руководствуясь только общей миссией холдинга в продвижении 
демократии, зарегистрирована в России как самостоятельное СМИ, а часть 
редакции находится в Москве, что позволяет говорить о ней как об отдельном 
российском медиа. 

Вещание сохранилось на средних волнах, однако большая часть программ 
доступна в интернете.

Как международное медиа, руководствующееся в своей деятельности 
принципами нейтральности и беспристрастности, РС старается 
воздерживаться от прямых оценочных комментариев в отношении конфликта, 
однако комментарии приглашенных спикеров имеют отчетливо проукраинский 
характер. 

Интересы

Предоставление объективной, взвешенной и проверенной информации о 
конфликте и гуманитарной ситуации по линии соприкосновения. Редакция РС 
стремится дать точку зрения, альтернативную пропагандистскому мейнстриму в 
России. 

Действия относительно конфликта

Русская редакция РС критически и независимо освещает действия российских 
властей и события, связанные с конфликтом на Донбассе, много времени своего 
эфира посвящает обсуждению мирного урегулирования в регионе. В 2014 
году московская редакция уволила своего многолетнего сотрудника Андрея 
Бабицкого за одобрение действий России в Крыму. Сейчас Бабицкий живет в 
Донецке и является частью пропагандистской системы России.100

В 2015 году украинская служба Радіо Свобода запустила специальный телепроект 
«Донбасс. Реалии ТВ», информирующий «о жизни на неподконтрольных 
территориях, поставках оружия, российских кадровых военных, иностранных 
наемниках, коррупционных схемах в серой зоне».101 

Кроме того, в 2014 году, сразу после аннексии Россией Крымского полуострова, 
украинская служба запустила «Крым.Реалии» — отдельный информационный 
проект с собственным интернет-вещанием, а с 2015 года — и радиовещанием на 
средних волнах, которое можно принимать на большей части полуострова, на 
котором также освещаются события на Донбассе. 

100 Уволенный с «Радио Свобода» журналист Андрей Бабицкий запустит телеканал в Донецке. Meduza, 10.07.2015 
https://meduza.io/news/2015/07/10/uvolennyy-s-radio-svoboda-zhurnalist-andrey-babitskiy-zapustit-telekanal-v-
donetske.
101 https://www.radiosvoboda.org/z/17073/about.

www.svoboda.org
https://meduza.io/news/2015/07/10/uvolennyy-s-radio-svoboda-zhurnalist-andrey-babitskiy-zapustit-telekanal-v-donetske
https://meduza.io/news/2015/07/10/uvolennyy-s-radio-svoboda-zhurnalist-andrey-babitskiy-zapustit-telekanal-v-donetske
https://www.radiosvoboda.org/z/17073/about


34 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

Сейчас в рамках проекта выпускаются три информационных сайта: на русском 
(Крым.Реалии, http://ru.krymr.com), украинском (Крим.Реалії, http://ua.krymr. 
com) и крымскотатарском языках (Qırım.Aqiqat, http://ktat.krymr.com).102 

В эфире русской службы РС также выходят передачи, полностью посвященные 
событиям в Украине и на Донбассе: «Дороги к свободе» (ведущий — украинский 
политолог Виталий Портников), «Украина. 5 лет спустя» и др. РС подробно 
рассказывает о военном конфликте, мирных инициативах, гуманитарной и 
социальной ситуации в регионе, о деятельности российских правозащитников и 
активистов в поддержку Украины.103

Событиям на востоке Украины посвящена значительная часть эфира русской 
службы радиостанции. 

Также, на фоне кризиса с объективной информацией из Украины в 2016 году 
радио «Свобода» совместно с радио «Голос Америки» был запущен телеканал 
«Настоящее время», транслирующий свои программы в прямом эфире в 
спутниковом ТВ и на сайте https://www.currenttime.tv.

В декабре 2017 года Радио «Свобода» и его проекты «Крым.Реалии», «Idel. 
Реалии», «Кавказ.Реалии», «Сибирь.Реалии», «Север.Реалии», «Фактограф», 
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), телеканал 
«Настоящее Время», а также общество с ограниченной ответственностью 
«Радио Свободная Европа/Радио Свобода» были внесены Министерством 
юстиции РФ в список СМИ, «выполняющих функции иностранного агента».104

22. Русская служба Би-би-си

Официальная позиция / функции по отношению к конфликту

Русская служба Би-би-си — это часть международного 
государственного медиахолдинга (в ее случае это «Британская вещательная 
корпорация») с штаб-квартирой в Великобритании (https://www.bbc.com/
russian). Издание обладает широкой корреспондентской сетью в России и 
других странах бывшего СССР.  

Русская служба — одна из старейших служб Би-би-си, начала выходить в 
эфир еще во время Второй мировой войны. В советское время занимала 
почетное место среди «вражеских голосов», ее передачи подвергались 
глушению. В перестроечное и постперестроечное время сохранила свои 
позиции взвешенного, объективного радио, освещающего проблемы и 
события, игнорируемые федеральными СМИ. 

ВВС пристально следит за развитием событий на Донбассе. Позиция по 
отношению к региону конфликта — объективная, взвешенная. Как и другие 
независимые СМИ, Би-би-си, прежде всего, выступает за свободу слова 
и свободу доступа к информации, поэтому приоритетом для Би-би-си 
является детальное информирование общества, предоставление разных точек 
зрения и верификация информации. 

102 https://ru.krymr.com/p/5612.html.
103 См., например: Вагнер А. В поисках правды о войне. Волонтеры из 11 стран побывали в Славянске. «Радио 
Свобода», 08.09.2019 https://www.svoboda.org/a/30153077.html.
104 http://minjust.gov.ru/ru/deyatelnost-v-sfere-nekommercheskih-organizaciy/reestr-inostrannyh-sredstv-massovoy-
informacii.

http://ru.krymr.com
http://ua.krymr.com
http://ua.krymr.com
http://ktat.krymr.com
https://www.currenttime.tv
https://www.bbc.com/russian
https://ru.krymr.com/p/5612.html
https://www.svoboda.org/a/30153077.html
http://minjust.gov.ru/ru/deyatelnost-v-sfere-nekommercheskih-organizaciy/reestr-inostrannyh-sredstv-massovoy-informacii
http://minjust.gov.ru/ru/deyatelnost-v-sfere-nekommercheskih-organizaciy/reestr-inostrannyh-sredstv-massovoy-informacii


35 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

Действия

Русская служба Би-би-си подробно информирует о событиях в регионе 
конфликта. Ее журналисты публикуют расследования. В основном они 
касаются российских агентов пропаганды и разоблачения их фейков. Речь идет 
о расследованиях интернет-деятельности «фабрики троллей» и РИА ФАН, а 
также их основателя Евгения Пригожина105, ЧВК Вагнера на Донбассе106, а также 
о разоблачениях фейков. ВВС публиковала журналистские расследования о 
российских наемниках107, о фигурантах дела о катастрофе МН17.108

В феврале 2020 г. на ВВС стартовал документальный подкаст-сериал 
«Командировка в Донецк», посвященный работе журналистов при освещении 
вооруженного конфликта.109

23. Meduza

Официальная позиция

Медуза — частное сетевое интернет-СМИ (www.meduza.io). Редакция 
располагается в Латвии, но состоит полностью из русскоязычных авторов. 
Создано в 2014 г. выходцами из Lenta.ru. После своего создания быстро стало 
популярным сайтом. В октябре 2019 занимала первое место в топ-30 самых 
цитируемых российских интернет-ресурсов.110 Медуза является агрегатором 
новостей и проводит свои журналистские расследования, некоторые из 
которых получили большую известность.111

В своем «Кодексе редакции» Медуза выступает за объективность и 
беспристрастность журналистики,112 однако ее материалы не раз оказывались 
в центре скандалов. Пожалуй, самый громкий из них связан с делом 
несуществующей «подпольной организации «Сеть». Медуза опубликовала 
материал о причастности арестованных фигурантов дела к убийствам, тем 
самым, фактически став на сторону обвинения. В дальнейшем материал 
подробно разбирали и критиковали оппозиционные СМИ, обвиняя медиа в 
пристрастности и публикации непроверенных данных. Однако «черное дело» 
было сделано: статью Медузы заметили и использовали в своих интересах 
пропагандистские СМИ.113 Этот и другие скандалы (в частности, о сексуальных 

105 Захаров А., Фохт Е. “Это не Пригожин”: как “Патриот” будет бороться с “антироссийскими СМИ”
Би-би-си, 4.12.2019 https://www.bbc.com/russian/features-50632900.
106 Сирия, Африка, Украина. Куда и как “ЧВК Вагнера” вербует людей и где их поминает. Би-би-си, 23 ноября 2018 
https://www.bbc.com/russian/features-46291929.
107 Напр.: Ившина О. Чеченцы на востоке Украины: расследование Би-би-си. ВВС, 29.05.2014 
https://www.bbc.com/russian/international/2014/05/140529_donetsk_chechens_ivshina.
108 Бурлака на Дону. Кто такой “Владимир Иванович”, которого ищет следствие по делу MH17. ВВС, 28.04.2020 
https://www.bbc.com/russian/features-52439476.
109 Подкаст “Командировка в Донецк”. Эпизод 1. Эскалация. ВВС 
https://www.bbc.com/russian/media-51243569
110 Медиалогия https://www.mlg.ru/ratings/media/socmedia/7029.
111 См., например, расследования Ивана Голунова https://meduza.io/feature/2019/06/08/my-prizyvaem-vseh-
perepechatyvat-polnye-teksty-rassledovaniy-ivana-golunova.
112 Кодекс редакции. Meduza https://meduza.io/pages/codex.
113 «Кровавая «Сеть»: федеральные каналы обратили внимание на материал «Медузы» о фигурантах «пензенского 
дела». «Открытые медиа» https://openmedia.io/news/n1/krovavaya-set-federalnye-kanaly-obratili-vnimanie-na-material-
meduzy-o-figurantax-penzenskogo-dela.

www.meduza.io
https://www.bbc.com/russian/features-50632900
https://www.bbc.com/russian/features-46291929
https://www.bbc.com/russian/international/2014/05/140529_donetsk_chechens_ivshina
https://www.bbc.com/russian/features-52439476
https://www.bbc.com/russian/media-51243569
https://www.mlg.ru/ratings/media/socmedia/7029
https://meduza.io/feature/2019/06/08/my-prizyvaem-vseh-perepechatyvat-polnye-teksty-rassledovaniy-ivana-golunova
https://meduza.io/feature/2019/06/08/my-prizyvaem-vseh-perepechatyvat-polnye-teksty-rassledovaniy-ivana-golunova
https://meduza.io/pages/codex
https://openmedia.io/news/n1/krovavaya-set-federalnye-kanaly-obratili-vnimanie-na-material-meduzy-o-figurantax-penzenskogo-dela
https://openmedia.io/news/n1/krovavaya-set-federalnye-kanaly-obratili-vnimanie-na-material-meduzy-o-figurantax-penzenskogo-dela


36 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

домогательствах ее редактора) негативно сказались на репутации Meduza как 
свободного и беспристрастного медиа. 

Позицию издания по отношению к военному конфликту на Донбассе можно 
назвать взвешенно-нейтральной. Тема Донбасса не занимает первое место 
среди информационных приоритетов редакции. Тем не менее, Медуза в целом 
добросовестно и объективно информирует читателей о событиях и гуманитарной 
ситуации на Донбассе, освещает сложный процесс мирного урегулирования, 
пишет об усилиях украинского правительства, активно освещает дело МН17.

24. Фонтанка.ру

Официальная позиция

Фонтанка — независимое интернет-издание, базирующееся в Санкт-Петербурге 
(https://www.fontanka.ru). Было создано в 2000 г. репортерами петербургского 
Агентства журналистских расследований (АЖУР-Медиа), публиковавшего 
материалы о связях чиновников петербургской мэрии (в том числе, Путина) с 
криминальным миром. Один из учредителей Фонтанки Андрей Константинов 
является автором серии книг «Бандитский Петербург».114 Фонтанка.ру  — 
без сомнения самое заслуженное и известное в России региональное 
расследовательское СМИ. Именно Фонтанка сообщила первой о «частной 
военной компании Вагнера» в октябре 2015 года. Она же установила, что 
боевики ЧВК Вагнера воюют на территории Луганской области.115 

Также Фонтанка.ру подробно расследует тайные бизнесы Евгения Пригожина 
(см. соответствующую вкладку), деятельность «фабрики троллей» и «фабрики 
медиа», разоблачает фейки пропагандистских СМИ. 

«Фонтанке» удается сохранять относительную институциональную 
независимость: учредители не допустили передачу его под контроль 
государственных структур. В 2019 г. АЖУР-медиа, в собственности которого 
находится издание, перешло под контроль бизнесмена Виктора Шкулёва.116

Интересы в регионе конфликта

Специфических интересов в регионе не отмечено. Своей миссией Фонтанка.ру 
считает донесение всесторонней информации до читателя. 

Действия касательно конфликта

Резонансные расследования о руководителях «ДНР/ЛНР»117, об участии 
российских наемников в боевых действиях на стороне сепаратистов,118 119 о 
Евгении Пригожине и о его тайном финансировании троллей и пророссийских 

114 Андрей Константинов, личный сайт http://akonstantinov.spb.ru/bio.html.
115 Коротков Д. Они сражались за Пальмиру. Фонтанка.ру, 29.03.2016 https://www.fontanka.ru/2016/03/28/171.
116 Владелец Maxim и Starhit купил интернет-издание «Фонтанка.ру». РБК 
https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/01/2019/5c3703159a79475c20d54cb4.
117 Новороссия в лицах. Фонтантка.ру, 11.06.2014 https://www.fontanka.ru/2014/06/11/178.
118 «Резерв ДНР»: На Украину из Петербурга уехало воевать не менее 30 человек 
https://www.fontanka.ru/2014/07/09/122.
119 Напр.: Украинского моджахеда ждут в Петербурге https://www.fontanka.ru/2015/09/11/131.

https://www.fontanka.ru
http://akonstantinov.spb.ru/bio.html
https://www.fontanka.ru/2016/03/28/171
https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/01/2019/5c3703159a79475c20d54cb4
https://www.fontanka.ru/2014/06/11/178
https://www.fontanka.ru/2014/07/09/122
https://www.fontanka.ru/2015/09/11/131


37 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

боевиков,120 серия публикаций об участии боевиков ЧВК Вагнера в военном 
конфликте на Донбассе и в Сирии.121 122

Журналист Фонтанки.ру Денис Коротков, авторству которого принадлежат 
наиболее громкие расследования, получал угрозы и был вынужден скрываться.123

25. The Insider
Официальная позиция. Insider — еще одно важное российское независимое 
расследовательское СМИ, критически настроенное по отношению к российским 
властям (https://theins.ru). Основано в 2013 году оппозиционером, журналистом 
и активистом Романом Доброхотовым. За свои расследования и независимую 
позицию издание было удостоено премии «За инновации в демократии» World 
Forum for Democracy Совета Европы (2017), а также — совместно с Bellingcat — 
премии European Press Prize (2019).

Позиция

Инсайдер активно разоблачает фейки прокремлевских СМИ, осуществляя 
таким образом реализацию своей миссии по объективному и 
всестороннему информированию граждан и помогая им  отличить правду от 
фальсификации. 

Действия

The Insider известен резонансными журналистскими расследованиями: о 
тайных спецоперациях ФСБ за рубежом (убийство Литвиненко, Перепеличного, 
Хангошвили, отравление Скрипалей и т.д.), об участии ЧВК Вагнера в боях на 
Донбассе,124 деятельности Евгения Пригожина.125 Также издание совместно с 
Bellingcat установило причастность отравителей Скрипалей в Великобритании 
в 2018 г. к спецслужбам126 и публиковало расследования коррупции и 
криминальных связей российских чиновников.127 

«Инсайдер» активно занимается разоблачением фальсификаций 
пропагандистских СМИ, для публикаций о которых на сайте есть специальный 
раздел «Антифейк».128

120 Напр.: Коротков Д. Немного бизнеса в сирийской войне. Фонтанка.ру, 26.06.2017  
https://www.fontanka.ru/2017/06/26/084.
121 Напр.: Коротков Д. Список Вагнера. Фонтанка.ру, 18.08.2017 https://www.fontanka.ru/2017/08/18/075.
122 Коротков Д. Они сражались за деньги. Фонтанка.ру. https://www.fontanka.ru/2017/08/23/044.
123 Автору расследования о “ЧВК Вагнера” прислали венок с надписью “предатель Родины”. ВВС, 18.10.2018 https://
www.bbc.com/russian/news-45906295.
124 «Мазай» — африканский «Вагнер». Кто управляет делами Пригожина на Черном континенте. The Insider
14.08.2020 https://theins.ru/politika/prig.
125 Напр: Угрозы, слежка, нападения — как Пригожин воюет с независимыми медиа. The Insider, 20.08.2020 https://
theins.ru/politika/234105.
126 Солберецкие. The Bellingcat и The Insider удалось подтвердить причастность Петрова и Боширова к 
спецслужбам. The Insider, 14.09.2018 https://theins.ru/politika/117161.
127 Напр: Кириленко А. Мафия на госзаказе. Как новые кремлевские олигархи связаны с преступным миром. The 
Insider, 2/06/2015 https://theins.ru/korrupciya/10407. 
128 https://theins.ru/antifake.

https://theins.ru
https://www.fontanka.ru/2017/06/26/084
https://www.fontanka.ru/2017/08/18/075
https://www.fontanka.ru/2017/08/23/044
https://www.bbc.com/russian/news-45906295
https://www.bbc.com/russian/news-45906295
https://theins.ru/politika/prig
https://theins.ru/politika/234105
https://theins.ru/politika/234105
https://theins.ru/politika/117161
https://theins.ru/korrupciya/10407
https://theins.ru/antifake


38 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

26. Con lict Intelligence Team

Официальная позиция

Conflict Intelligence Team (CIT) — группа журналистов-расследователей, 
основанная российским журналистом Русланом Левиевым в 2015 г. CIT — частное 
независимое интернет-СМИ, финансирующееся исключительно с помощью 
пожертвований частных лиц. CIT в большинстве случаев практикует методы OSI-
NT — Open Source Intelligence, то есть, поиск и анализ информации из открытых 
источников — СМИ, вебсайтов, социальных сетей и т.д. (https://citeam.org).

С самого начала конфликта на Донбассе группа внесла весомый вклад в поиск 
доказательств и верификации присутствия российских военнослужащих, 
наемников, так называемых «военных советников», а также военной техники на 
востоке Украины. 

Интересы относительно региона конфликта

По словам Левиева, он создал CIT, когда понял, что начавшиеся на востоке 
Украины боевые действия требуют скоординированных действий по 
установлению фактов гражданских расследователей. «Когда гос-ТВ утверждало, 
что в Донецкой и Луганской областях из России воюют исключительно 
волонтеры, мы привели достаточно видео и фото, чтобы доказать, что в зоне 
конфликта находятся российская тяжелая артиллерия и российские военные».129 
Цель издания сформулирована достаточно ясно: «остановить пагубные действия 
российских властей, приводящие к эскалации военных конфликтов, гибели 
военных и гражданского населения».130

Действия касательно конфликта

CIT специализируется на поиске информации и установлении причастности и 
степени вины российских войск, спецподразделений и чиновников в военных 
преступлениях в разных странах мира, в том числе, в Украине: «Участники и 
очевидцы событий публикуют большое количество фотографий, видеозаписей, 
текстовых сообщений, которые нуждаются в дальнейшем анализе, а также 
верификации, геолокации. Для более эффективного расследования нам 
нередко приходится устанавливать прямой личный контакт с военными и их 
родственниками, чтобы проверить ту или иную информацию, а также получить 
новую».131

Наиболее резонансные расследования:

• Спецназ ГРУ РФ на Донбассе (2015)
https://citeam.org/16-brigada-gru-may-2015/;

• Геолокация пребывания спецназа ГРУ в Луганске (2015)
https://citeam.org/mamai-luhansk/.

129 The Conflict Intelligence Team Versus The Kremlin. Khodorkovsky, 4.04.2016 https://khodorkovsky.com/the-conflict-
intelligence-team-versus-the-kremlin.
130 CIT https://citeam.org/donate.
131 Там же.

https://citeam.org
https://citeam.org/16-brigada-gru-may-2015/
https://citeam.org/mamai-luhansk/
https://khodorkovsky.com/the-conflict-intelligence-team-versus-the-kremlin
https://khodorkovsky.com/the-conflict-intelligence-team-versus-the-kremlin
https://citeam.org/donate


39 Условно независимые, оппозиционные и расследовательские СМИ

27. «Псковская губерния»

Официальная позиция

«Псковская губерния» - региональная газета, издающаяся в г. Пскове 
(http://gubernia.media). В 2014-2016 газета сделала большой вклад в поиск и 
обнародование свидетельств участия в военных действиях на стороне 
сепаратистов на Донбассе профессиональных российских военных. С 2000 по 
2016 г. издателем газеты был известный оппозиционный политик Лев Шлосберг. 

Газета опубликовала ряд резонансных статей-расследований, проливающих 
свет на участие российских военнослужащих в вооруженном конфликте на 
Донбассе. В 2014 г. за расследования и независимую позицию газеты ее 
издатель Лев Шлосберг стал финалистом премии имени Андрея Сахарова «За 
журналистику как поступок». В 2015 году «Псковская губерния» получила 
международную премию «Свобода слова» имени Герда Буцериуса.

В 2016 г. Министерство юстиции РФ признало «иностранным агентом» НКО 
«Свободное слово», которое является учредителем и издателем «Псковской 
губернии».132

Интересы в регионе конфликта

Объективное и всестороннее информирование о вооруженном конфликте. 

Действия относительно конфликта

В августе 2014 г. «Псковская губерния» рассказала о тайных похоронах 
контрактников 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии в Пскове, 
погибших при «неизвестных обстоятельствах».133 Сопоставив доступную 
информацию с данными из соцсетей, репортеры ПГ пришли к выводу, что 
десантники погибли в боях на востоке Украины. Это было одно из первых 
серьезных свидетельств того, что на стороне сепаратистов на Донбассе 
воюют профессиональные российские военные.134

В дальнейшем газета опубликовала целую серию расследовательских 
материалов о гибели псковских контрактников на Донбассе и о том, как 
Министерство обороны РФ скрывает эту информацию.135

Сразу после публикации авторы статьи стали получать угрозы, съемочная 
группа телеканала «Дождь», корреспонденты «Новой газеты», прибывшие на 
кладбище, подверглись нападению. Было совершено нападение и на Льва 
Шлосберга, он был жестоко избит. Другие журналисты, как только начинали 
заниматься этой темой, также сталкивались с угрозами.136

132 Минюст посчитал «иностранным агентом» издателя газеты «Псковская губерния». АСИ, 04.07.2016 
https://www.asi.org.ru/news/2016/07/04/132500.
133 Семенов А. Война спишет всё. «Псковская губерния», 25.08.2014
134 Шлосберг Л. Мертвые и живые. «Псковская губерния», 25.08.2014 http://gubernia.media/number_705/01.php.
135 Сенсация, которой лучше бы не было. «Псковская губерния», 25.08.2014 http://gubernia.media/number_705/02.
php. Семенов А. «Обстоятельства смерти каждого из военнослужащих установлены…», «Псковская губерния», 
12.11.2014 http://gubernia.media/number_716/02.php и другие материалы.
136 Избит депутат Шлосберг, расследовавший смерть солдат ВДВ. ВВС, 29.08.2014 
https://www.bbc.com/russian/rolling_news/2014/08/140829_rn_shlosberg_pskov_beaten.shtml.

https://www.asi.org.ru/news/2016/07/04/132500
http://gubernia.media/number_705/01.php
http://gubernia.media/number_705/02.php
http://gubernia.media/number_705/02.php
http://gubernia.media/number_716/02.php
https://www.bbc.com/russian/rolling_news/2014/08/140829_rn_shlosberg_pskov_beaten.shtml


40 Неправительственные организации и кампании

Неправительственные 
организации и кампании

28. «Мемориал»

Официальная позиция

Международное историко-просветительское, правозащитное и 
благотворительное общество «Мемориал» — самая крупная и влиятельная 
из оставшихся в России независимых общественных организаций 
(https://memohrc.org). У нее есть широкая сеть региональных отделений в 
России, а также отделения в Италии, Чехии, Германии, Бельгии, Франции, 
Украине и Казахстане. Подразделение международного «Мемориала» —
правозащитный центр «Мемориал» (ПЦ «Мемориал») — было создано в 1991 году 
для «организации и координации правозащитной работы».137

В своих заявлениях «Мемориал» резко осуждает действия российского 
правительства по захвату Крыма, осуждал т.н. «референдум» о независимости и 
сообщал о нарушении прав человека в зоне боевых действий.

Действия относительно конфликта

ПЦ «Мемориал» ведет широкую и независимую правозащитную работу в опасных 
зонах и т.н. «горячих точках», в том числе, в Чечне, Дагестане, Ингушетии, в 
Грузии и Южной Осетии (в 2008 г.) и в Украине (с 2014 г.). «Мемориал» ведет 
правозащитный мониторинг в районе конфликта, осуществляет юридический 
прием граждан, правовое сопровождение жалоб, помогает в организации 
социальной помощи. 

В мае 2014 года сотрудник «Мемориала» правозащитник и журналист Андрей 
Миронов и итальянский журналист Андреа Рокелли выехали в район Славянска 
для проведения мониторинга и освещения вооруженного конфликта, где 
погибли в результате минометного обстрела.138

29. Союз «Женщины Дона»

Официальная позиция

Союз «Женщины Дона» — российская правозащитная НКО. Зарегистрирована в 
г. Новочеркасске Ростовской области (https://www.donwomen.ru). Была создана 
в 1993 г. изначально с целью защиты прав женщин, детей и семей, затем стала 
заниматься правами военнослужащих. Принимала активное участие в поиске 
военнопленных, погибших и пропавших без вести в ходе обеих войн в Чечне, 
оказывала правовую помощь родителям солдат. Занималась миротворческой 

137 Олег Орлов о работе Правозащитного центра «Мемориал» 
https://memohrc.org/ru/specials/oleg-orlov-o-rabote-pravozashchitnogo-centra-memorial.
138 Барышников В. Гибель Миронова и Рокелли. Радио «Свобода», 25.05.2014 
https://www.svoboda.org/a/25397651.html.

https://memohrc.org
https://www.donwomen.ru
https://memohrc.org/ru/specials/oleg-orlov-o-rabote-pravozashchitnogo-centra-memorial
https://www.svoboda.org/a/25397651.html


41 Неправительственные организации и кампании

деятельностью на Кавказе после российско-грузинского вооруженного 
конфликта (август 2008 г.). 

Одной из целей деятельности организации является «Достижение гражданского 
согласия и мира между людьми, народами и народностями».139 Среди 
направлений деятельности Союза указаны «Реабилитация пострадавших в ходе 
военных конфликтов, развитие культуры мира, ненасилия, толерантности».140

Действия относительно региона конфликта

С 2014 года Союз начал работать с конфликтом в Украине. Были проведены 
социологические опросы жителей России и Украины, проживающих близ 
границы. Эти опросы показали, что по обе стороны границы есть люди, готовые 
к диалогу. Вместе с тем «Женщины Дона» помогали беженцам с востока 
Украины: распределяли гуманитарную помощь и проводили юридические 
консультации.141 Союз «Женщины Дона» — активный член Платформы CivilM+, 
участвует в подготовке заявлений и аналитических докладов. 
Первоначальная идея создания платформы заключалась в инициировании 
гражданского сопровождения официальных мирных переговоров и называлась 
«гражданский Минск».142

7 октября 2016 года за свою миротворческую деятельность Валентина 
Череватенко, глава Союза, была удостоена премии Анны Политковской, 
учрежденной международной неправительственной организацией RAW in War 
(Reach All Women in War).143

30. Огни Эйрены
 «Огни Эйрены» — частная инициатива российских активистов пацифистского и 
антивоенного направления — бессрочная акция за мир в Украине (http://light-
sofeirene.org). Началась с зажигания «Огней мира» в 2015 г. «Каждый день в 
22:00 по местному времени мы зажигаем Огни мира, где бы мы ни находились, и 
желаем прекращения вооруженных конфликтов. Мы верим, что объединившись 
люди могут останавливать любые войны. Мы будем продолжать до тех пор, пока 
мирная жизнь не вернется на восток Украины».144

Официальная позиция

«К миру на Донбассе может привести только диалог между обществами».

Действия в отношении региона конфликта. В основном активисты движения 
проводят свои миротворческие акции в Москве, а также в других крупных 
городах. Они организуют марши мира, выступления и лектории на тему 
миротворчества. Из конкретных проектов:

139 О Союзе «Женщины Дона» https://www.donwomen.ru/about.
140 Там же.
141 Там же.
142 Гулиа К. «Женщины Дона» о войне в Украине: Связи с близкими разрывали из страха совсем их потерять. RFI, 
19/02/2018 https://www.rfi.fr/ru/ukraina/20180219-zhenshchiny-dona-o-voine-v-ukraine-svyazi-s-blizkimi-razryvali-iz-
strakha-sovsem-ik.
143 Валентина Череватенко стала лауреатом премии имени Анны Политковской. АСИ, 17.10.2016 
https://www.asi.org.ru/news/2016/10/17/142929/.
144 Огни Эйрены, богини мира, зажгли в Петербурге. Радио «Свобода», 30.01.2015
 https://www.svoboda.org/a/26821329.html.

https://www.donwomen.ru/about
https://www.rfi.fr/ru/ukraina/20180219-zhenshchiny-dona-o-voine-v-ukraine-svyazi-s-blizkimi-razryvali-iz-strakha-sovsem-ik
https://www.rfi.fr/ru/ukraina/20180219-zhenshchiny-dona-o-voine-v-ukraine-svyazi-s-blizkimi-razryvali-iz-strakha-sovsem-ik
https://www.asi.org.ru/news/2016/10/17/142929/http://
https://www.svoboda.org/a/26821329.html


42 Неправительственные организации и кампании

• Сбор гуманитарной помощи переселенцам и другим мирным жителям, 
пострадавшим в ходе боевых действий на Донбассе, поддержка украинских 
общественных организаций, работающих с пострадавшими.145

• «Книга мира». Пожелания мира жителям Украины, собранные на улицах
Москвы, Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Минска и Молодечно летом 2015
и 2016 гг. Сейчас книга хранится в Киеве. В 2019 был запущен второй том 
Книги мира в поддержку обмена пленными и политзаключенными в формате
«всех на всех».146

• Антивоенная графика. На сайте ОЭ собраны антивоенные материалы для 
печати.

31. Молодежное правозащитное движение (МПД)
Международная сеть «Молодежное Правозащитное Движение» создана в 
1998 г. (https://www.yhrm.org/ru) Первоначально главной миссией организации 
было развитие нового поколения молодых правозащитников и гражданских 
активистов. Сотрудники МПД занимались защитой и мониторингом соблюдения 
прав человека в зонах конфликта в России и за рубежом — в Бишкеке и Оше, 
Кыргызстан (в июле-августе 2010 г. в связи с межэтническими столкновениями), 
в Чечне (периодически с 2009 г. в составе Сводной мобильной группы), в 
Грузии (в августе 2008 г. в связи с военным конфликтом), участвовали в работе 
правозащитных миссий в Беларуси (2010).147

В 2013 году норвежский Нобелевский комитет номинировал МПД на 
Нобелевскую премию мира за образовательную деятельность и правозащитную 
работу в различных странах мира.148 В 2009 году МПД получило статус участника 
(participatory status) при Совете Европы, крупнейшей межправительственной 
организации по защите прав человека на пространстве Большой Европы.149

МПД осуждала политику российского правительства по отношению к Украине, 
критически отзывалась о действиях российских и сепаратистских формирований 
на Донбассе. Основатель и руководитель МПД Андрей Юров, будучи членом 
Совета по правам человека при президенте РФ (2015-2018), постоянно поднимал 
вопрос о правах человека в зонах конфликта, а также выступал на заседаниях 
международных организаций.150 

Действия в отношении конфликта

МПД было одним из соорганизаторов и активных участников Крымской полевой 
миссии по правам человека (наряду с Московской Хельсинкской группой, см. 
отдельную вкладку) с целью наблюдения за нарушениями гуманитарных прав 
на полуострове. Крымская полевая миссия прекратила работу в середине 
2015 г. «из-за давления и препон со стороны как российских, так и украинских 
властей».151 

145 http://lightsofeirene.org/refugee/ukraine.
146 Книга мира. Огни Эйрены http://lightsofeirene.org/peacebook.
147 Андрей Юрьевич Юров. МПД https://www.yhrm.org/ru/andrey_yurevich_yurov.
148 http://hragents.org/time/tl-mpd/#.
149 Там же.
150 Член СПЧ Андрей Юров о гуманитарной ситуации на полуострове до и после блэкаута. Сайт СПЧ, 24.11.15 
http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/3414/.
151 Из личного разговора с участниками проекта.

https://www.yhrm.org/ru
http://lightsofeirene.org/refugee/ukraine
http://lightsofeirene.org/peacebook
https://www.yhrm.org/ru/andrey_yurevich_yurov
http://hragents.org/time/tl-mpd/#
http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/3414/


43 Неправительственные организации и кампании

В связи с началом военных действий на востоке Украины МПД участвовала в 
мониторинге гуманитарной ситуации по линии соприкосновения. 

МПД объявило о своем закрытии в феврале 2020 г. из-за того, что «фактически 
перестала существовать как реально действующее сообщество».152 Бывшие 
сотрудники сети, тем не менее, продолжают вести направления организации — 
в том числе, миротворческие проекты на Донбассе (Александра Крыленкова), 
права человека на Донбассе (Виктория Громова).

32. Московская Хельсинкская группа (МХГ)

Официальная позиция

МХГ — старейшая из ныне действующих и одна из самых авторитетных и 
влиятельных независимых правозащитных организаций на территории бывшего 
СССР (https://www.mhg.ru). Была образована в 1976 году как инициативная 
диссидентская группа и первоначально носила название «Общественная 
группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР». Входит в 
международную сеть хельсинкских организаций (см., например, Украинская 
Хельсинкская группа). 

МХГ осуждала и осуждает российскую агрессию против Украины, критикует 
действия российских властей в Крыму, а также эскалацию конфликта на 
Донбассе. 

Действия в отношении региона конфликта

Сотрудники МХГ участвовали в мониторинговых миссиях в зоне вооруженного 
конфликта в 2014-2015 годах. МХГ выпускает ежегодные доклады, как, 
например, «Права человека в Российской Федерации за 2014 год», где 
публиковались данные и о нарушениях прав человека в ходе конфликта, и 
описывались случаи нападения на журналистов, пытавшихся освещать гибель 
российских военнослужащих на Донбассе. 

Сотрудники МХГ — члены Совета по правам человека при президенте РФ, 
инициировали в 2014 и 2015 гг. обсуждение ситуации с правами человека в 
регионе конфликта.153

Касательно Крыма: члены МХГ были инициаторами создания Крымской 
полевой миссии по правам человека, занимавшейся сбором информации о 
нарушениях прав человека на территории аннексированного полуострова. На 
основе собранной информации Полевая миссия информировала российские и 
международные структуры в области прав человека.154

152 О ситуации в сети МПД https://www.yhrm.org/ru/news/network/o_situacii_v_seti_mpd.
153 Права человека в Российской Федерации в 2014 году. МХГ 
https://www.mhg.ru/sites/default/files/files/doklad-prava-cheloveka-rf-2015-ru.pdf.
154 Крымская полевая миссия по правам человека. Краткий обзор ситуации по Крыму. 2015
https://crimeahrg.org/wp-content/uploads/2016/10/Crimea_Field_Mission_Review_May_2015_RU.pdf.

https://www.mhg.ru
https://www.yhrm.org/ru/news/network/o_situacii_v_seti_mpd
https://www.mhg.ru/sites/default/files/files/doklad-prava-cheloveka-rf-2015-ru.pdf
https://crimeahrg.org/wp-content/uploads/2016/10/Crimea_Field_Mission_Review_May_2015_RU.pdf


44 Неправительственные организации и кампании

33. Группы «Солидарность» и «Мирное сопротивление» в
Санкт-Петербурге

Официальная позиция / функции по отношению к конфликту

Отделение Объединенного демократического движения (ОДД) «Солидарность» 
и группа «Мирное сопротивление» в Санкт-Петербурге — объединения 
активистов, функционирующие как площадки для обсуждения вопросов 
протестного движения, для организации акций и совместных действий. 
«Солидарность» создана Борисом Немцовым и другими оппозиционерами в 
конце 2008 года как коалиция российских демократических сил.155 Движение 
является частью несистемной и независимой российской оппозиции.

Группа «Мирное сопротивление» — внепартийное, общественное объединение 
активных участников протестного движения в Петербурге. На ее странице 
в Фейсбуке сказано: «Группа создана для обсуждения и популяризации 
мероприятий, связанных с мирным сопротивлением режиму в Санкт-
Петербурге».156 

Группы «Солидарность» и «Мирное сопротивление» наиболее активны в 
Петербурге, где они имеют большое количество активных сторонников. Обе 
группы занимают проукраинскую позицию, выражают категорический протест 
по отношению к действиям российских властей по отношению к Украине.

Действия по отношению к региону конфликта

Регулярные уличные массовые и одиночные акции в поддержку Украины  — 
пикеты и демонстрации, особенно в украинские праздники — День 
независимости Украины и т.д. На протяжении 2014-2015 группы организовывали 
массовые демонстрации в Москве (до 30 тыс. участников) и Санкт-Петербурге 
(до 10 тыс.) за мир в Украине, против вмешательства России и аннексии Крыма. 
Массовые акции и одиночные пикеты проводились в поддержку Надежды 
Савченко, Олега Сенцова, украинских моряков и т.д. В 2018-2020 усилия 
большей частью направлены на привлечение внимания к проблемам крымских 
татар — арестам и обвинению их в участии в террористических группах. 
Также обе группы занимаются другими видами помощи: организуют сбор 
гуманитарной помощи и денег для пострадавших, для украинских общественных 
организаций, работают в качестве волонтеров в населенных пунктах по линии 
соприкосновения и т.д. 

Проводятся также многочисленные дискуссии и семинары по украинским темам.

34. Волонтерское движение в России

Официальная позиция

Российское волонтерское движение — движение граждан с целью оказать 
бескорыстную помощь гражданам Украины, пострадавшим в результате 
конфликта. Самые многочисленные группы волонтеров находятся в Москве, 
Санкт-Петербурге и Воронеже. 

155 https://www.rusolidarnost.ru/about.
156 https://web.facebook.com/groups/MirnoeSoprotivlenieSPb

https://www.rusolidarnost.ru/about
https://web.facebook.com/groups/MirnoeSoprotivlenieSPb


45 Неправительственные организации и кампании

Интересы в регионе конфликта

В основе волонтерской деятельности лежит желание граждан оказать помощь 
мирному населению Украины, пострадавшему в ходе военных действий, чувство 
солидарности, а также чувство вины за действия России в отношении Украины. 

Действия в отношении региона конфликта

Движение можно разделить на два направления: 

1. Удаленное — волонтеры занимаются организацией сбора средств и
гуманитарной помощи в России и за рубежом и отправкой ее в Украину;

2. На местах — волонтеры работают с пострадавшим мирным населением,
прежде всего, с вынужденными переселенцами в населенных пунктах по
линии соприкосновения.

Еще одна группа волонтеров занимается сбором медикаментов, оборудования, 
снаряжения, денежных средств для украинских военнослужащих, работает с 
ранеными, оказывает психологическую помощь. Волонтеры также реализуют 
социальные и культурные проекты, организуют сбор и доставку гуманитарной 
помощи, денежных средств, многие участвуют в международных волонтерских 
лагерях в Украине, работают с детьми вынужденных переселенцев, берут 
шефство над целыми семьями.

35. Кампания в защиту Олега Сенцова

Официальная позиция

Российские солидарные действия в защиту Олега Сенцова — это часть 
международной кампании за освобождение кинорежиссера и других украинских 
политзаключенных в России. Кампания была разнородной, в ней участвовали 
деятели искусства, прежде всего, кинематографисты, а также гражданские 
активисты, правозащитные организации и оппозиционные лидеры. В основном, 
деятельность российских участников кампании была направлена на то, чтобы 
предать гласности случай Сенцова и Кольченко (второй крымский фигурант 
дела о терроризме наряду с Сенцовым) и сделать его доступным для широких 
слоев российского общества, привлечь внимание международного сообщества 
и межправительственных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европейский 
Союз и т.д.), а также собрать для политзаключенных гуманитарную помощь и 
средства на адвокатов.  

Действия

В июне 2014 г. правозащитное общество «Мемориал» признало Сенцова 
политзаключенным. Далее «Мемориал» делал неоднократные заявления в защиту 
Сенцова.157 

Российские кинематографисты Александр Сокуров, Владимир Мирзоев, 
Алексей Герман-младший, Павел Бардин, Андрей Звягинцев и другие выступили 
с заявлениями за освобождение Олега Сенцова. Сокуров также обратился 

157 Сенцов Олег Геннадьевич. Список политзаключенных. «Мемориал» https://memohrc.org/ru/defendants/sencov-
oleg-gennadevich.

https://memohrc.org/ru/defendants/sencov-oleg-gennadevich
https://memohrc.org/ru/defendants/sencov-oleg-gennadevich


46 Неправительственные организации и кампании

к Путину с просьбой помиловать Сенцова на заседании Совета по правам 
человека при президенте.158 

28 июня 2014 года во время церемонии закрытия Московского международного 
кинофестиваля президент фестиваля режиссер Никита Михалков поддержал 
просьбу к Владимиру Путину содействовать освобождению Олега Сенцова.159

В декабре 2015 года российское отделение Amnesty International провело 
кампанию с призывом отменить приговоры Сенцову, Кольченко и Геннадию 
Афанасьеву. В кампании участвовал российский музыкант Борис Гребенщиков.160

25 мая 2018 г., во время голодовки Олега Сенцова, группа Pussy Riot опубликовала 
открытое письмо в газете Le Monde, в котором призвала президента Франции 
Макрона потребовать от Путина освобождения режиссера.161

21 мая 2018 г. российская ассоциация литераторов и журналистов «Свободное 
слово» опубликовала заявление «Спасти Олега Сенцова». Заявление подписал 81 
человек, а также 33 члена Петербургского ПЕН-клуба, 25 человек из ассоциации 
ученых «Вольное историческое общество», а также ученые, врачи и активисты.162

Сенцова также поддержали члены «КиноСоюза». 23 мая 2018 президент 
фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский опубликовал на сайте «КиноСоюза» 
заявление, где говорится, что он и другие члены союза поддерживают Сенцова, 
выражают «восхищение его мужеством и стойкостью духа».163

В Москве, Петербурге и других городах России проводились массовые акции 
и одиночные пикеты, собирались подписи под петициями с требованием 
освободить украинского режиссера. 

36. Пикеты в Москве и Санкт-Петербурге за «всех на всех»

Официальная позиция

Российские гражданские активисты постоянно выступают за обмен 
военнопленными между Россией и Украиной. Большого обмена долго не 
происходило не в последнюю очередь потому, что сам факт обмена означал 
бы признание Россией участия своих военнослужащих в боевых действиях. 
Массовая общественная кампания в России за обмен началась после того, как 
новый президент Украины Владимир Зеленский на следующий день после своего 
избрания «назвал своей задачей №1 на посту президента освобождение всех 
украинских заключенных».164 В июне 2018 г. Уполномоченный по правам человека 

158 Александр Сокуров во время заседания СПЧ попросил у Путина помиловать Сенцова. «Новая газета», 12.12.2018 
https://novayagazeta.ru/news/2018/12/12/147537-aleksandr-sokurov-vo-vremya-zasedaniya-spch-poprosil-u-putina-
pomilovat-sentsova.
159 Михалков присоединился к обращению о помощи в освобождении украинского режиссера Сенцова. 
«Коммерсант», 28.06.2014 https://www.kommersant.ru/doc/2502171.
160 Гребенщиков призвал отменить приговоры Сенцову, Кольченко и Афанасьеву. Гордон, 14.12.2015  
gordonua.com/news/worldnews/grebenshchikov-prizval-otmenit-prigovory-sencovu-kolchenko-i-afanasevu-110815.html
161 Pussy Riot попросили Макрона потребовать освобождения Сенцова. Wonder, 25.05.2018 
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/news/235513-pussy-riot-macron.
162 Режиссер Олег Сенцов объявил голодовку и не ест уже десять дней. Meduza, 23.05.2018 https://meduza.io/
slides/rezhisser-oleg-sentsov-ob-yavil-golodovku-i-ne-est-uzhe-desyat-dney-kak-na-eto-reagiruyut-v-rossii-i-na-ukraine.
163 Там же.
164 Зеленский назвал свою задачу №1 на посту президента. Телеграф, 21.04.2019 
https://telegraf.com.ua/ukraina/politika/4969981-zelenskiy-nazval-svoyu-zadachu-1-na-postu-prezidenta.html.

https://novayagazeta.ru/news/2018/12/12/147537-aleksandr-sokurov-vo-vremya-zasedaniya-spch-poprosil-u-putina-pomilovat-sentsova
https://novayagazeta.ru/news/2018/12/12/147537-aleksandr-sokurov-vo-vremya-zasedaniya-spch-poprosil-u-putina-pomilovat-sentsova
https://www.kommersant.ru/doc/2502171
https://gordonua.com/news/worldnews/grebenshchikov-prizval-otmenit-prigovory-sencovu-kolchenko-i-afanasevu-110815.html
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/news/235513-pussy-riot-macron
https://meduza.io/slides/rezhisser-oleg-sentsov-ob-yavil-golodovku-i-ne-est-uzhe-desyat-dney-kak-na-eto-reagiruyut-v-rossii-i-na-ukraine
https://meduza.io/slides/rezhisser-oleg-sentsov-ob-yavil-golodovku-i-ne-est-uzhe-desyat-dney-kak-na-eto-reagiruyut-v-rossii-i-na-ukraine
https://telegraf.com.ua/ukraina/politika/4969981-zelenskiy-nazval-svoyu-zadachu-1-na-postu-prezidenta.html


47 Неправительственные организации и кампании

в РФ Татьяна Москалькова сообщила, что в Украине в заключении находятся 
до 400 граждан России, что придало новую осмысленность гражданским 
действиям.165

Действия

Как только стало понятно, что у Украины есть политическая воля обменять всех 
задержанных, в Москве и других российских городах начались бессрочные 
пикеты с требованием обмена заключенными. В Москве пикеты проходили 
у приемной Администрации президента РФ, у Министерства иностранных дел, 
у станций метро и на разных улицах города. В Санкт-Петербурге — на 
Невском проспекте и на Садовой улице. В целом, по словам активистов, 
бессрочные пикеты проводились на протяжении более 300 дней.166

29 января 2019 г. участники пикетов собрали и передали президенту РФ 
прошения граждан РФ, находящихся в украинских тюрьмах, с их просьбой к 
президенту РФ обменять их на заключенных — граждан Украины, находящихся в 
заключении в России.167

10 октября 2018 года участники пикетов передали свыше 60 тысяч подписей с 
требованием обмена в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского 
общества и правам человека.168

Как показало время, действия гражданских активистов, боровшихся за обмен 
задержанными в России, Украине и во многих других странах возымели свое 
действие. В 2019 году состоялась серия обменов задержанными (в сентябре 
2019 в рамках обмена в Украину вернулись 24 моряка, задержанных в 
результате инцидента в Керченском проливе). Следующий большой обмен 
состоялся в декабре 2019, еще один — в апреле 2020 г. 

37. Кампания за освобождение украинских моряков
25 ноября 2018 года у берегов Крыма произошел инцидент, в ходе которого 
российские военные корабли обстреляли, совершили навал и захватили 
три судна ВМС Украины — катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны 
Капу» — направлявшиеся через Керченский пролив из Одессы в Мариуполь. 
Были захвачены 24 украинских моряка. Они были обвинены в «незаконном 
пересечении госграницы России» (ч. 3 ст. 322 УК России). Позже их признали 
военнопленными. Все моряки были доставлены в Москву и содержались в 
следственном изоляторе «Лефортово» ФСБ РФ. 

Действия в отношении конфликта

Как только о захвате украинских судов стало известно, в Москве, а потом и в 
других городах образовались группы российских граждан, стремящихся помочь 
им и ослабить лишения, связанные с пребыванием в СИЗО, а также добиться 
их освобождения. Самой заметной фигурой кампании была российская 
писательница, журналистка, гражданская активистка и фотограф Виктория 

165 На Украине более 400 россиян находятся под стражей. РИА Новости, 26.06.2018 
https://ria.ru/20180614/1522690036.html.
166 https://echo.msk.ru/blog/sentsov_obmen/2457459-echo/.
167 https://echo.msk.ru/blog/sentsov_obmen/2447657-echo/.
168 Требуем обмена российских и украинских заключенных. Change.org, www.shorturl.at/elmB4.

https://ria.ru/20180614/1522690036.html
https://echo.msk.ru/blog/sentsov_obmen/2457459-echo/
https://echo.msk.ru/blog/sentsov_obmen/2447657-echo/
www.shorturl.at/elmB4


48 Неправительственные организации и кампании

Ивлева. В Москве, Санкт-Петербурге проходили одиночные пикеты с плакатами, 
призывающими освободить украинских моряков. Группа Ивлевой занималась 
сбором гуманитарной помощи заключенным гражданам Украины, который 
проходил в основном в социальных сетях.169 При этом кампания широко 
освещалась в независимых СМИ (радио «Свобода», «Эхо Москвы», Би-би-си и 
др.). В это же время, как только история моряков стала публичной, в их адрес 
стали поступать сотни писем со словами поддержки со всех концов страны. 

В итоге общественная кампания сыграла заметную роль в освобождении 
моряков: 7 сентября 2019 года между Украиной и Россией состоялся обмен 
удерживаемыми гражданами в формате 35 на 35. В числе тех, кто вернулся в 
Украину — все 24 моряка.170

Массовая кампания сбора помощи и поддержки украинских моряков стала 
важным актом солидарности между гражданскими обществами Украины и 
России. 

По возвращению домой освобожденные из плена моряки организовали фонд 
помощи для Константина Котова — российского волонтера, гражданского 
активиста, приговоренного в 2019 г. к 4 годам лишения свободы за 
«неоднократное нарушение законодательства о митингах». Котов участвовал в 
многочисленных пикетах и митингах за освобождение моряков, а также собирал 
для них гуманитарную помощь. Моряки собрали порядка 60 тыс. рублей и 
передали их Виктории Ивлевой, чьим помощником был Котов, с просьбой 
распорядиться деньгами в пользу российского активиста.171

169 https://web.facebook.com/victoria.ivlevayorke/posts/10157163502435987.
170 Российские волонтеры передали в СИЗО 24 сумки продуктов для украинских моряков. Крым.Реалии 
https://ru.krymr.com/a/news-russian-pravozashchitniki-prinesli-24-sumki-v-sizo-moryakam/29883874.html.
171 Освобожденные украинские моряки собрали деньги для осужденного российского волонтера. Укринформ, 
11.09.2019 https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2777598-osvobozdennye-ukrainskie-moraki-sobrali-dengi-dla-
osuzdennogo-rossijskogo-volontera.html.

https://web.facebook.com/victoria.ivlevayorke/posts/10157163502435987
https://ru.krymr.com/a/news-russian-pravozashchitniki-prinesli-24-sumki-v-sizo-moryakam/29883874.html
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2777598-osvobozdennye-ukrainskie-moraki-sobrali-dengi-dla-osuzdennogo-rossijskogo-volontera.html
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2777598-osvobozdennye-ukrainskie-moraki-sobrali-dengi-dla-osuzdennogo-rossijskogo-volontera.html


49 Эмигрантские организации 

Эмигрантские организации 
38. Форум Свободной России (ФСР)

Официальная позиция

Форум Свободной России был создан в 2016 г. группой оппозиционных 
политиков по инициативе Гарри Каспарова (https://www.forumfreerussia.org). 
В настоящее время ФСР можно уверенно назвать самой крупной площадкой 
российской демократической оппозиции, на которой обсуждается стратегия 
действий оппозиционных сил и гражданского общества, а также актуальные 
политические вопросы. 

Как правило, все решения ФСР принимает на своих конференциях, которые 
проходят обычно в Вильнюсе. Начиная с февраля 2020 года почти вся 
работа перешла в «онлайновый» режим. Сейчас основные решения по 
действиям между Форумами принимает Постоянный Комитет ФСР.

Позиция по отношению к конфликту на Донбассе — резко критическая. ФСР 
осуждает действия России и ведет большую работу по фиксации преступлений 
российских вооруженных сил, классификации лиц, виновных в развязывании и 
поддержании конфликта.

Действия в отношении региона конфликта

На Форуме постоянно проводятся дискуссии по теме конфликта в Украине и 
российско-украинских отношений, в которых участвуют украинские эксперты. 

Один из крупных проектов ФСР — «Список Путина». Это база, созданная 
и постоянно пополняющаяся Форумом «в целях поиска, закрепления и 
унификации данных о лицах, ответственных за создание и функционирование 
системы узурпации власти и подавления гражданских свобод в России». 
Раздел «Агрессоры», включает в себя тех, кто «ответственен за проведение 
политики войны, оккупации и хаоса в отношении других стран, нарушение норм 
международного права и международных договоров в политических интересах 
руководства РФ».172 Значительная часть фигурантов этого раздела — лица, 
причастные к конфликту: боевики ОРДЛО, сепаратисты, руководствтак 
называемых «Л ДНР» , фигуранты дела МН17, а также их российские кураторы.173

Еще один крупный проект ФСР — Международный общественный трибунал 
по преступлениям путинского режима, где основная часть уделяется 
преступлениям идеологов и акторов влияния, виновных в развязывании и 
призывах к ведению агрессивной войны против Украины.174

172 Список Путина https://www.spisok-putina.org.
173 Список Путина https://www.spisok-putina.org/group/agressory.
174 ФСР https://www.forumfreerussia.org/multimedia/video-ffr/2019-06-25/mezhdunarodnyj-obshhestvennyj-tribunal-
informatsionnyj-terrorizm-putinskogo-televizora-i-ego-zhertvy/ffr.

https://www.forumfreerussia.org
https://www.spisok-putina.org
https://www.spisok-putina.org/group/agressory
https://www.forumfreerussia.org/multimedia/video-ffr/2019-06-25/mezhdunarodnyj-obshhestvennyj-tribunal-informatsionnyj-terrorizm-putinskogo-televizora-i-ego-zhertvy/ffr
https://www.forumfreerussia.org/multimedia/video-ffr/2019-06-25/mezhdunarodnyj-obshhestvennyj-tribunal-informatsionnyj-terrorizm-putinskogo-televizora-i-ego-zhertvy/ffr


50 Эмигрантские организации 

39. Фонд «Свободная Россия» (Free Russia Foundation)

Официальная позиция

Фонд «Свободная Россия» — американская НКО, созданная в 2014 году 
группой российских эмигрантов «для объединения российского сообщества 
за рубежом и поддержки продемократических сил внутри 
России» (https://www.4freerussia.org).175 С тех пор Фонд реализовал целый ряд 
программ в поддержку российских продемократических движений, проектов, 
связанных с помощью российским и украинским политическим заключенным, 
российским эмигрантам, а так же проектов в сфере борьбы с пропагандой.

Фонд работает с американскими политиками, депутатами Конгресса, 
сенаторами, чиновниками министерств, а также представителями экспертного 
сообщества на Западе, представляя им анализ событий в России, Украине и 
Восточной Европе. 

Действия в отношении региона конфликта

Украине уделяется довольно значительное внимание в деятельности Фонда. В 
Киеве действует Дом свободной России. На сайте организации его называют 
«альтернативным посольством российского гражданского общества в 
Украине».176 

Одно из направлений Дома — EmigRussia, гуманитарный инфо-проект Фонда 
«Свободная Россия» в Украине. В его функции входит оказание гуманитарной 
помощи, «поддержки российским политическим беженцам и эмигрантам, а 
также просвещение украинского и российского обществ о том, кто эти люди 
и почему им пришлось уехать из той России, которую мы имеем сейчас, в ту 
Украину, в которую хочется верить».177 В период политического кризиса в 
Беларуси Дом открыл специальную линию консультаций для граждан Беларуси 
по вопросам миграционного права Украины.178

В июне 2019 г. Генпрокуратура РФ признала Фонд «Свободная Россия» 
«нежелательной организацией» и запретила ее деятельность на территории 
России.179

40. Фонд Бориса Немцова за свободу

Официальная позиция

Фонд Немцова остается одной из важнейших дискуссионных площадок, на 
которой обсуждаются вопросы развития отношений России и мира, проблемы 
развития демократии и прогресса. Эта площадка собирает лидеров российской 
демократической оппозиции, экономистов, гражданских активистов, деятелей 
искусства, аналитиков экспертных организаций. Одна из главных целей 

175 Free Russia Foundation https://www.4freerussia.org/about.
176 Дом свободной России https://freerussiahouse.org/projects.
177 Emigrussia https://emigrussia.org.
178 https://emigrussia.org/ua/emigration/proekt-emigrussia-predlagaet-juridicheskie-konsultacii-po-voprosam-
migracionnogo-prava-ukrainy.
179 Генпрокуратура объяснила признание фонда “Свободная Россия” нежелательной организацией. ТАСС, 1.07.2019 
https://tass.ru/obschestvo/6615314.

https://www.4freerussia.org
https://www.4freerussia.org/about
https://freerussiahouse.org/projects
https://emigrussia.org
https://emigrussia.org/ua/emigration/proekt-emigrussia-predlagaet-juridicheskie-konsultacii-po-voprosam-migracionnogo-prava-ukrainy
https://emigrussia.org/ua/emigration/proekt-emigrussia-predlagaet-juridicheskie-konsultacii-po-voprosam-migracionnogo-prava-ukrainy
https://tass.ru/obschestvo/6615314


51 Эмигрантские организации 

Форума  — выработка повестки по противодействию агрессивной политике 
России, в том числе, по отношению к Украине. 

«Фонд Бориса Немцова за свободу» основан 9 ноября 2015 года в Германии 
дочерью Бориса Немцова Жанной. Среди целей Фонда — защита свободы 
информации, образование и повышение квалификации, включение России и ее 
граждан в общеевропейскую повестку и продвижение европейских ценностей, 
а также увековечение памяти и сохранение наследия Бориса Немцова.

Отношение к конфликту — резко критическое. Одним из главных направлений 
деятельности в последние годы жизни Немцова была миротворческая 
деятельность и борьба против российской агрессии. По мнению Бориса 
Немцова, только просвещение может противостоять пропаганде.180 Одной 
из задач Фонда стало продвижение его идей и исследований на тему войны и 
коррупции в России.

Действия по отношению к региону конфликта

В мае 2015 года Фонд Немцова выпустил незаконченный доклад Немцова «Путин. 
Война». Это глубокое и всестороннее исследование причин и последствий 
захвата Крыма и вооруженного конфликта на востоке Украины для России 
и Европы.181 Доклад до сих пор остается самым полным и исчерпывающим 
исследованием о корнях и подоплеке войны России с Украиной, а также о 
влиянии международных персональных и секторальных санкций на экономику 
страны.

Фонд также проводит ежегодные форумы Бориса Немцова, где, в частности, 
обсуждаются вопросы реагирования Европейского Союза и мирового 
сообщества на агрессивную внешнюю политику России.

180 https://web.facebook.com/boris.nemtsov/posts/758395224230080.
181 Немцов Борис и др. авторы. «Путин. Война». Доклад. Фонд Немцова, 2015 https://www.putin-itogi.ru/putin-voina.

https://web.facebook.com/boris.nemtsov/posts/758395224230080
https://www.putin-itogi.ru/putin-voina






54 Оглавление


