Content

«Украинские правоохранительные органы и судебная система не были готовы к агрессии»

Валерий Новиков о сложностях расследования и доказательства военных преступлений и преступлений против человечности в контексте конфликта на Донбассе

25-26 июня в Гааге состоялся экспертный семинар членов платформ CSP и CivilM+ по теме «Восстановление справедливости и диалога в конфликтных регионах ОБСЕ — два аспекта правосудия переходного периода». Мы публикуем избранные отрывки из выступлений экспертов. 

Валерий Новиков, Луганский областной правозащитный центр «Альтернатива» (Украина):

«За годы конфликта на Донбассе общественные организации и международные группы собрали огромный массив доказательств нарушений международного гуманитарного права и прав человека, но зачастую этого недостаточно чтобы говорить о полноте доказательств тех или иных фактов международных преступлений. Есть ряд причин, по которым расследование международных преступлений усложнено.

Украинские правоохранительные органы и судебная система не были готовы к агрессии. Часть правоохранительных органов перешла на сторону, которая противостоит вооруженным силам Украины. Часть судов осталась на неподконтрольной украинской власти территории, соответственно был утрачен доступ к документации, повысилась нагрузка на суды на подконтрольной территории. Часть судей, которая работает на подконтрольной территории имеют родственников, собственность на другой стороне – и это делает их уязвимыми. Были случаи, когда судьи заезжали на неподконтрольную территорию и попадали в плен. У следственных органов нет доступа к неподконтрольной территории, что не позволяет провести расследование, попасть на место совершения преступления, собрать свидетельства. Поскольку часть правоохранительных органов перешла на сторону незаконных военизированных формирований, жертвы не всегда доверяют правоохранительным органам и не обращаются к ним с заявлениями. Часто люди предпочитают делиться информацией с правозащитными организациями.

В течение 2014-2018 законодательство определяло конфликт как антитеррористическую операцию. Затем появилось новое определение – операция объединенных сил. В результате между законами возникают разночтения, которые приводят к юридическим коллизиям. Украинское законодательство до сих пор не гармонизировано с МГП. Буквально недавно в первом чтении был поддержан законопроект, который призван решить эту проблему. Тем не менее, на данный момент в Украине невозможно привлечь к ответственности за военные преступления и преступления против человечности, совершенные в зоне конфликта, и это ограничивает возможности следственных органов.

Еще одна проблема в контексте борьбы с безнаказанностью связана с тем, что обвиняемые могут скрыться от правоохранительных органов просто перейдя на неподконтрольную территорию. Поскольку у Украины нет взаимодействия с Россией по таким расследованиям, то получение российского гражданства становится для такой категории подозреваемых еще одним шансом уйти от наказания. Что касается тех пострадавших, которые проживают на неподконтрольных правительству Украины территориях, то они не могут обратиться с жалобой в правоохранительные органы на подконтрольной территории, опасаясь последствий для безопасности своей жизни в ОРДЛО.

Пока идет горячая фаза конфликта в Украине очень остро воспринимаются вопросы амнистии. Дискуссии на эту тему вызывают противоречия даже в правозащитном сообществе. Как на западной, так в центральной и восточной Украине конфликт коснулся большого количества людей, у которых погибли, или были ранены родственники и знакомые. На неподконтрольных территориях ситуация еще сложнее из-за вовлечения людей в систему незаконных органов. Так называемые ДНР и ЛНР придумали массу способов, чтобы так или иначе «привязать» к себе людей. Например, чтобы оформить продажу имущества на неподконтрольных территориях, человек вынужден получить «паспорт ЛНР». Такое массовое «повязывание» людей в систему рассчитано на то, чтобы у людей возникали страхи и они опасались преследования в Украине. Люди не готовы делаться информацией о преступлениях, которые совершаются на неподконтрольных территориях, потому что они не уверены в собственном будущем. В Украине отсутствует законодательство, которое бы давало четкий сигнал жителям неподконтрольных территорий о том, кого из них не будут преследовать. Такие люди как врачи, учителя думают, что работая в ЛНР, они будут преследоваться в Украине. Необходимо разработать понятное законодательство, которое четко бы определяло, кто будет нести ответственность, а кто не будет преследоваться законом. Это уменьшит страхи и повысит шансы на взаимопонимание с украинцами по ту сторону линии соприкосновения».

Отправить

Также может заинтересовать

Все новости