Content
Как пандемия коронавируса отразилась на событиях вооруженного конфликта на Востоке Украины. Мартовский бюллетень «Пульс мира на Донбассе»
В мартовском выпуске «Пульс мира на Донбассе» мы собрали все главные факты, доклады, мнения, оценки о ситуации с коронавирусом в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины.
По состоянию на 31 марта, на востоке Украины зафиксировано 645 случаев заражения коронавирусом на подконтрольной территории. «Министерство здравоохранения» «ЛНР» сообщило лишь об одном случае заражения коронавирусом. В «ДНР», по словам «министра здравоохранения», больных пока нет, «под наблюдением находятся 7.984 человека, из них в больницах — 118 человек, и 7.866 — на домашней самоизоляции».
По предварительным оценкам, около 3,4 миллиона людей на востоке Украины нуждаются в гуманитарной помощи. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (UN OCHA) представило План экстренного реагирования по преодолению пандемии. Документ называет три причины, которые способствуют быстрому распространению вируса в регионах, уже охваченных вооруженным конфликтом: большое количество пожилых людей (36% населения Донецкой и Луганской областей, тогда как средний показатель по стране – 23%), большие потоки людей через линию соприкосновения и ухудшение состояния здравоохранения как кумулятивный эффект вооруженного конфликта.
О готовности к пандемии медицинских учреждений в Луганской области читайте в докладе Восток SOS. Среди ключевых выявленных проблем: критическая нехватка медперсонала, незнание алгоритма действий, нехватка средств индивидуальной защиты, реанимационного и диагностического оборудования.
О ситуации в Донецкой области написал Игорь Мичник, руководитель ресурсного центра DRA «Друкарня» в Славянске, проведя несколько мартовских дней в больнице Константиновке: «Если в Украине будет такое же количество инфицированных как в Германии, то Украина — и особенно ее восточные регионы, где идет война — снова предстанут перед гуманитарной катастрофой».
Боевые действия, которые продолжаются, усугубляют ситуацию. Мониторинговая миссия ООН по правам человека призвала все стороны, участвующие в военных действиях на востоке Украины, прекратить боевые действия в связи с распространением COVID-19.
Не допустить гуманитарной катастрофы призвал и Глава МИД Германии Хайко Маас. «Этот кризис должен все нас побудить к поиску быстрого разрешения конфликта. Именно сейчас нам нужен прогресс в выполнении решений Нормандского саммита в Париже и Минских договоренностей».
Люди в местах лишениях свободы – одни из самых уязвимых в условиях пандемии. Более 100 общественных организаций из разных стран выступили с совместным заявлением «О ситуации с COVID-19 в закрытых тюрьмах в оккупированном Россией Крыму и подконтрольной России части Донбасса».
«Восточноукраинский центр гражданских инициатив» подготовил материал о перспективах лечения людей, находящихся в плену ОРДЛО, в случае заражения их COVID-19.
Контрольно-пропускные пункты закрыты. Проехать можно тем, кто зарегистрирован («прописан») на стороне следования или в экстренных случаях. Разъяснение Государственной пограничной службы Украины. Кроме того, 27 марта был ограничен въезд в зону проведения Операции объединенных сил.
21 марта контрольно-пропускные пункты закрыла самопровозглашенная «Донецкая народная республика». «Меня не пустили домой»: жители востока Украины рассказывают о влиянии закрытия КПВВ на их жизни.
27 марта Российская Федерация закрыла свою сухопутную границу, сделав исключение для ряда категорий граждан, в том числе, для «граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при наличии паспорта гражданина Российской Федерации».
17 марта Верховная Рада Украины приняла закон, который, среди прочего, отменил на время карантина обязательную верификация внутренне-перемещенных лиц для получения пенсий. БФ «Право на защиту» подготовил анализ изменений в украинском законодательстве в связи с распространением COVID-19.
Что происходит на неподконтрольных территориях, рассказывает «Громадське» – “За линией неизвестности. Что происходит во время пандемии в «Л/ДНР» и в оккупированном Крыму”. А «Радио Свобода»/«Донбасс Реалии» ведут живой блог о ситуации, связанной с пандемией в Донецке и Луганске.
В интервью «Радио Свобода» военный эксперт Олег Жданов размышляет о возможном влиянии пандемии COVID-19 на войну на Донбассе.
На политическом уровне Украина работает над тем, чтобы не допустить использования ситуации с пандемий для снятий санкций с России. Из интервью Министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, опубликованного на «Европейской правде» 30 марта: «Они [Россия – ред.] заходят издалека и предлагают из гуманитарных соображений отказаться от тех санкций, которые мешают бороться с коронавирусом. Пока о снятии санкций, принятых в ответ на российскую агрессию против Украины, они прямо не говорят. Но мы прекрасно понимаем логику их действий. Мы работаем, чтобы не допустить этого сценария. И сказать, что кто-то в Европе не понимает их стратегии, у меня язык не повернется». Неофициальный перевод части интервью на русский язык на сайте CivilM+.
Своим мнением о «войне за отмену санкций» поделился директор Дипломатической академии имени Геннадия Удовенко при МИД Украины Сергей Корсунский.
Самопровозглашенные власти на неподконтрольных территориях используют меры по борьбе с пандемией как причину недопуска патрулей СММ ОБСЕ. Украинские дипломаты уже выступили по этому поводу с протестными заявлениями и призывами к международным партнерам «давить на Российскую Федерацию». 25 марта Европейский Союз опубликовал заявление и призвал Россию разблокировать доступ ОБСЕ на оккупированные части Донбасса.
Немецкий политик Мануэль Сарразин, уполномоченный по делам восточноевропейской политики фракции Зеленых, депутат Бундестага заявил: «исключительная международная ситуация в связи с пандемией коронавируса не должна привести к тому, что Россия сможет в одностороннем порядке реализовать свои стратегические цели в Украине». Неофициальный перевод заявления опубликован на сайте CivilM+.
Читайте полную версию бюллетеня по ссылке.