Content

Геноцид в войне России против Украины: возможно ли доказать?

Какие признаки геноцида в отдельных примерах или на национальном уровне присутствуют в Украине — об этом говорили эксперты платформы CivilMPlus на тематической встрече в декабре 2022 г.

Глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров отметил, что в контексте Украины можно точно говорить о покушении на геноцид, о прямом и публичном подстрекательстве к геноциду и об осуществлении геноцида на некоторых конкретных территориях, в частности, в Мариуполе, в Буче и других районах Киевской области. Обосновать и доказать преступление в целом по стране будет труднее. Исключением может быть, массовый вывоз российскими властями украинских детей-сирот на свою территорию, поскольку это преступление относится уже ко всей стране.

Руководитель Украинского Хельсинского союза по правам человека Александр Павличенко добавил, что помимо вывоза детей, признаками геноцида являются пытки и убийства, которые имели место в феврале-марте 2022 года в Киевской и Черниговской областях. Жертвами этих событий стали местные жители по национальному и языковому принципу.

Также хотели бы привести взгляд на этот вопрос от известного специалиста по истории Восточной Европы Тимоти Снайдера, который он озвучил в своем выступлении на конференции «Международное право против геноцида», в Берлине в октябре 2022 года. Тимоти Снайдер отметил, что, по историческим стандартам, в действиях России видны очень четкие доказательства геноцида. Признаками целенаправленного намерения совершить геноцид, которые имели место в отношении Украины со стороны режима Владимира Путина, Снайдер считает:

  • отрицание существования Украинского государства
  • отрицание существования украинского народа
  • отрицание того, что украинцы являются людьми
  • отрицание актов геноцида, произошедших в прошлом
  • приверженность теории замещения рас и народов и заявления о том, что России кто-то угрожает
  • перегрузка информационного пространства риторикой и действиями, призванными отвлечь внимание общественности от преступления геноцида.

Тема геноцида затрагивает в том числе и моральный аспект существующей возможности предотвратить непоправимое, с которой неизбежно конфронтирует каждый представитель международного сообщества — в первую очередь лица, ответственные за принятие политических решений. Поэтому вопрос геноцида является первостепенным в контексте дискуссии о поддержке Украины в отпоре военной агрессии со стороны России и о проявлении солидарности с украинским народом.

Снайдер тематизирует риск, исходящий от существования множества доказательств геноцидальных намерений со стороны российского агрессора. На фоне уже совершенных в 2022 году военных преступлений в Украине у внешнего наблюдателя может возникнуть ожидание, что для принятия решения, имеет ли геноцид место в случае войны против Украины, нужно еще более четкое, еще более очевидное доказательство, чем задокументированные факты насилия в Буче или насильственный вывоз украинских детей в РФ.

Сбор доказательств и сопровождение юридического дела о геноциде потребуют объединенных усилий, как украинских, так и международных экспертов. Украинское государство и в частности, украинские неправительственные организации как Украинский Хельсинский союз по правам человека, Харьковская правозащитная группа, Truth Hounds, Центр гражданских свобод, активно работающие в сфере документации военных преступлений и нарушений международных норм нуждаются в активной поддержке со стороны международных институтов, государств и структур ЕС.

Безнаказанность создает предпосылки для продолжения преступлений.

Отправить

Также может заинтересовать

Все новости