Content

Безопасная реинтеграция — о чем идет речь?

Руководитель аналитического направления УХСПЧ Олег Мартыненко о результатах круглого стола «Вызовы переговоров о Донбассе: как сделать реинтеграцию безопасной для Украины?», который состоялся 15 октября 2019.

Что предусматривает реинтеграция? Возможны ли несколько ее вариантов? Что должно сделать государство, чтобы не поступиться национальными интересами во время переговоров?

Когда эти вопросы задаются специалистам, ответы на них могут быть не совсем очевидными для широкой аудитории. Так, необходимо признать, что следует говорить не только о реинтеграции, но и о деоккупации и интеграции в целом. Реинтеграция (любая) без деоккупации невозможна, если мы ставим целостность государства как приоритет. Так, даже деоккупация может иметь несколько версий — от наступательных операций до долговременного присутствия миротворческой миссии ООН и создания временной администрации. И конечно же, не следует смешивать процессы деоккупации и реинтеграции — они несколько разные по срокам, исполнителям и конечным целям.

Эти различия были достаточно сложными для объяснения, но участники круглого стола «Вызовы переговоров о Донбассе: как сделать реинтеграцию безопасной для Украины?» попытались четко обозначить эти позиции. Организаторы стола, Национальная платформа «Диалог за мир и безопасную реинтеграцию», добились нужного эффекта, собрав активистов НПО, депутатов и представителей власти с их достаточно отличными взглядами на сложный процесс переговоров.

Видео мерприятия

Результатом круглого стола стали несколько важных тезисов, на которых сошлись все участники круглого стола.

Во-первых, Украине нужна единая государственная стратегия реагирования на вооруженный конфликт. Не важно при этом, какая из концепций будет выбрана — правосудие переходного периода (Transitional Justice), миростроительство (Peace-Building), развитие доверия населения (Confidence-Building Measures). Главное, чтобы эта стратегия работала синхронно на уровне парламента, министерств и гражданского общества.

Во-вторых, нам нужно иметь несколько разработанных вариантов реинтеграции для продвижения этого процесса в разных условиях. Задача довольно сложная, ведь даже известные нам примеры мирной реинтеграции Германии или сербских анклавов в Хорватии пока не укладываются в привычные стереотипы государственного управления.

Желаем имплементировать немецкий опыт? Пожалуйста, давайте будем готовы к 600 тыс. уволенных работников ГДР из разных областей вследствие оптимизации системы государственного управления. При этом более из чем 100 тыс. возбужденных уголовных дел в отношении работников Штази (министерства государственной безопасности ГДР) к лишению свободы было осуждено всего около 40 человек (0,04%). Готовы ли мы сейчас к таким результатам реинтеграции и эффективности уголовного преследования лиц, виновных в конфликте и образовании ДНР / ЛНР?

Хотим ввести элементы хорватской модели реинтеграции? Пожалуйста, к нашим услугам опыт создания на деоккупированных территориях Восточной Славонии (сербский анклав) временной смешанной полиции (хорватов и сербов). Или готово МВД Украины создать такие подразделения в деоккупированном Донецке из бывших милиционеров ДНР и полицейских Украины? Готово Министерство обороны провести кампанию добровольной сдачи оружия? Или — как в Хорватии — анонимно и с выплатой денежного вознаграждения за каждую единицу, независимо от технического состояния?

В-третьих, все присутствующие были согласны с тем, что переговорному процессу не хватает информационно-экспертной составляющей. И выход на Майдан 14 октября десятков тысяч людей — это результат отсутствия обратной связи власти с гражданами. Понятно, что переговоры —процесс сложный и деликатный, требующий тишины и чрезвычайно узкого круга участников. Но на стадии подготовки экспертная среда может выработать необходимое количество вариантов, которые могут быть предложены первыми лицами друг другу за закрытыми дверями переговоров. Так же, как и обобщенная информация о проблемах и течения переговоров должен поставляться органами власти своевременно и широко.

Приятно, что указанные пункты в целом совпадают с позицией многих правозащитных НПО, занимающихся процессом преодоления конфликта, в том числе — УХСПЧ и международной платформы CivilM+.

Надеемся, что создаваемая экспертная площадка на базе Комитета Верховной Рады Украины по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Донецкой, Луганской областей и Автономной Республики Крым и города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений будет надежной поддержкой достигнутого понимания.

Источник: УГСПЛ

Отправить

Также может заинтересовать

Все новости