Content

7,5 литра в день. «Инфраструктура, пересекающая фронт: сотрудничество и конфликт в восточной Украине»

7 сентября DRA организация-член платформы CivilM+ организовала дискуссию «Инфраструктура, пересекающая фронт: сотрудничество и конфликт в восточной Украине» с Софи Ламброскини, исследовательницей современной истории Восточной и Центральной Европы в Центре Марка Блока в Берлине, Камиллой Коррадин, НГО «Человек в беде» (People in Need, PIN), Марком Баттлом, ЮНИСЕФ, Андреем Клочко, «Вода Донбасса» и Галиной Павловской, учительницей, живущей в поселке вблизи линии соприкосновения.

Представляя свой доклад, София Ламброскини отметила, что исследование совпало с пятой годовщиной подписания Минского протокола, который является первой попыткой осуществления режима прекращения огня на востоке Украины, предпринятой заинтересованными сторонами под эгидой международного сообщества в сентябре 2014 года.

Цель доклада – обозначить и проанализировать на примере критически важной инфраструктуры водоснабжения, проходящей через линию соприкосновения на Донбассе, каким образом международные и национальные субъекты адаптируются к реалиям разрушенной войной системы водоснабжения и пытаются наметить пути сотрудничества. Урбанизированные и индустриальные районы на востоке Украины стали полями сражений, в результате чего пострадали транспортная инфраструктура и коммунальные сети по обе стороны от линии соприкосновения, сократились рабочие места, под угрозой оказались источники жизнеобеспечения нескольких миллионов людей, в том числе система водоснабжения. С отчетом можно ознакомиться здесь (на английском языке). 

Камилла Коррадин, „Человек в беде“, упомянула, что в течение пяти лет с начала конфликта увеличивалось число людей, которые не имеют безопасного и достаточного доступа к воде. В затронутом конфликтом регионе 4,6 млн. человек подключены к системе центрального водоснабжения. Все взаимосвязано, в том числе и через линию фронта; если трубопровод, насос, станция фильтрации повреждены или сломаны, то это ощущают все, не зависимо от того, с какой стороны линии соприкосновения они находятся. Перестрелки часто наносят ущерб водохозяйственной инфраструктуре. Что конкретно это значит? Остановки подачи воды могут длиться несколько часов, и тогда вам нужно быть уверенным, что у вас дома всегда есть запас воды, чтобы принять душ, смыть туалет или помыть посуду. Во многих случаях населенные пункты остаются без воды в течение многих лет. Это означает, что необходимо получать воду неизвестного качества из колодца в индустриальной зоне, повторно использовать воду для полива растений или мытья посуды, не иметь возможности использовать стиральную машину. В такой ситуации единственная надежда людей – гуманитарная помощь.

PIN – одна из нескольких организаций, которые работают над обеспечением водой жителей по обе стороны линии соприкосновения:

«Мы работаем в обоих регионах на подконтрольной правительству территории и являемся единственной международной НГО с зарегистрированным офисом также на неподконтрольной правительству Луганской области. Мы помогаем обеспечить доступ к воде более чем для 10 000 человек в Попаснанском, Ясиноватском, Бахмутском, Мариинканском районах на неподконтрольной правительству территории, в городах Торецк и Авдеевка, а также в поселках в основном вдоль линии фронта, где потребности наиболее высоки.

Однако, как вы можете себе представить, масштаб проблемы настолько велик, что большая часть того, что мы делаем, это косметические меры. Гуманитарная помощь спасает жизни, позволяет людям справляться, она абсолютно необходима. Но как бы вы себя чувствовали, будь это уже пятый год подряд, в Европе, у порога Европейского Союза, когда на одного человека приходится от 7,5 до 15 литров воды в день? Когда вам нужно пройти 500 метров, чтобы получить воду, которую грузовик доставляет в вашу деревню по грунтовой дороге? Когда приходится ждать у грузовика по 15 минут, пока другие заправляют свои контейнеры – становится холодно при минус 25 зимой или плюс 35 в летние месяцы? И вы не знаете, сможете ли полить свой огород, а значит обеспечить себя продуктами питания?»

Учительница из Верхнеоторецка, Галина Павловская, рассказала, что ее село раньше получало воду с фильтрационной станции «Ясиноватая». На протяжении 2,5 лет жители Верхнеторецка оставались без воды. В городе нет колодцев. Они получали питьевую воду от гуманитарных организаций, которой хватало, чтобы пить, готовить, заваривать чай, но не хватало на все остальное. Жителям Верхнеторецка приходилось ходить к родным и друзьям в другие села, чтобы принять душ, постирать одежду и набрать воды домой. До сих пор периодически ощущается нехватка воды, связанная с обстрелами и проблемами с электроснабжением, и в этих случаях помогают гуманитарные организации. Остаться без воды трудно, потому что это означает отсутствие отопления, не говоря уже о сложности в удовлетворении ежедневных нужд таких, как приготовить пищу или принять душ. Жители села научились самостоятельно ремонтировать электросети, не дожидаясь профессиональных бригад, прибытие которых зачастую занимает много времени в условиях конфликта.

Марк Баттл, ЮНИСЕФ, кластер «WASH», подчеркнул, что связь между водными ресурсами и другими важнейшими объектами инфраструктуры огромна. В Украине очень суровая зима, температура опускается до -30. Без отопления невозможно выжить. Большинство населенных пунктов Восточной Украины имеют централизованные системы отопления. В основном они очень устарели и теряют большую часть воды из-за утечек. Это означает, что для поддержания системы в рабочем состоянии необходимо постоянное снабжение пресной водой. Если подача воды прекратится, система может замерзнуть и перезапустить ее снова будет серьезной проблемой. Подобные чрезвычайные ситуации в Украине имели место и до конфликта. И даже для функционирующего правительства, располагающего значительными ресурсами, потребовалось 8 дней, чтобы восстановить отопление в Алчевске после его выхода из строя в конце января 2006 года. С тех пор инфраструктура Алчевска и других прифронтовых городов еще больше устарела и нуждается в постоянном техническом обслуживании. Отказ в водоснабжении летом, но особенно зимой, будет означать новую волну перемещения.

Отправить

Также может заинтересовать

Все новости