
            info@civilmplus.org            https://civilmplus.org

Последняя дата обновления 27 января 2022

RT (ранее – Russia Today)
Институция

Все акторы • Россия  

Официальная  позиция  /  функции  касательно
конфликта

RT (до 2008 г.  –  Russia Today) –  медиа-холдинг,  созданный в 2005 г.  для вещания на
зарубежную аудиторию, включая русскоязычную. Включает в себя каналы RT America, RT
UK,  RT International,  RT Deutsch,  а также вещание из Москвы на арабском, испанском,
французском  и  русском  языках,  канал  RTD,  новостное  видео-агентство  Ruptly.
Позиционирует  себя  как  негосударственный,  однако  управляющая  некоммерческая
организация  «ТВ-новости»  полностью  финансируется  из  федерального  бюджета.
Финансирование «ТВ-новости» составляет в 2020 г. почти 23 млрд руб. (примерно $310 550
000), что на 12 млрд больше, чем в 2013 году.

https://russian.rt.com
https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit
https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/09/26/812146-minfin-predlozhil-uvelichit


Главный редактор с самого основания – Маргарита Симоньян.

RT Кремль отводит особую роль:  оправдать действия России и  обелить её образ для
внешней аудитории.  В  этом канал явно преуспел:  используя манипуляции с  фактами,
общее  незнание  зарубежной  аудиторией  России,  Украины  и  в  целом  проблематики
Восточной Европы,  а  также традиционную нелюбовь европейцев к  Америке,  играя на
фактах, способных вызвать споры и поляризацию общества, злоупотребляя принципом
свободы слова в странах вещания, RT удается влиять на общественное мнение на Западе,
правда, в основном среди необразованной эмигрантской публики, ностальгирующей по
«сильной России».

Немецкий, испанский и французский офисы RT были открыты в 2014-2015 гг. Открытие
новых офисов и рост финансирования компании совпадает с периодом «после Майдана».
Связь между открытием новых каналов и украинских событий подтверждает, например,
такая  запись  в  разделе  «О нас»  немецкого  RT  Deutsch:  «Украинский кризис  показал,
насколько  устоявшийся  немецкоязычный  медиа-ландшафт  характеризуется
односторонним,  зачастую  манипулятивным  и  упрощенным  взглядом  на  вещи».

RT гордится рекордным количеством просмотров и «лайков» (положительных отзывов),
однако  по  сообщению  журналистов,  аудитория  канала  в  целом  немногочисленна.
Например,  Фонд  борьбы  с  коррупцией  Алексея  Навального  провел  весной  2020  года
расследование о накрутке просмотров роликов телеканала в YouTube, выяснив, что до 2/3
просмотров, лайков и комментариев получены с помощью ботов или купленных «голосов».

Интересы / цели в регионе конфликта

У RT,  как и у  других пропагандистских каналов,  нет своей самостоятельной позиции.
Вместе с тем, миссия RT заключается в формировании положительного образа России за
рубежом,  а  также  в  донесении  до  международного  сообщества  позиции  российских
властей. Еще одна цель – ослабление западного мира изнутри.

Действия касательно конфликта

Деятельность каналов RT направлена, прежде всего, на формирование у международного
сообщества  положительной  оценки  политики  Путина  в  отношении  Украины,
пренебрежительного  и  даже  презрительного  отношения  к  Украине  как
«недогосударству».  RT  всегда  отрицала  роль  России  в  разжигании  конфликта  и
причастность  к  взрыву  MH17,  отрицала  наличие  российских  войск  на  Донбассе.

RT ведет информационную работу против Украины через распространение односторонней
информации, фейков и лжи. Еще одним направлением действий Симоньян и её холдинга
является  раскол  западного  общественного  мнения  с  помощью  целенаправленного
искусственного раздувания тем, подвергающих сомнению демократические ценности и
приоритет  прав  человека  в  мире,  разжигание  ненависти  и  вражды  по  отношению  к
социальным  группам  в  Европе  и  Германии,  прежде  всего,  к  мигрантам,  а  также  к
либеральным  политическим  деятелям,  правозащитникам,  мыслителям,  поддержавшим
Украину.

https://deutsch.rt.com/uber-uns/
https://deutsch.rt.com/uber-uns/
https://deutsch.rt.com/uber-uns/
https://deutsch.rt.com/uber-uns/
https://www.znak.com/2020-04-02/fbk_simonyan_nakruchivaet_prosmotry_na_yutub_kanalah_rt_cherez_pornosayty
https://www.znak.com/2020-04-02/fbk_simonyan_nakruchivaet_prosmotry_na_yutub_kanalah_rt_cherez_pornosayty
https://www.znak.com/2020-04-02/fbk_simonyan_nakruchivaet_prosmotry_na_yutub_kanalah_rt_cherez_pornosayty


Общая идеология освещения RT  событий в  ходе конфликта –  «в  Украине происходит
геноцид русскоязычных». RT стала выразителем и распространителем конспирологических
теорий  и  непроверенных  утверждений.  Самые  маргинальные  аккаунты  соцсетей,
публикующие слухи, фейки и назойливые фантазии, оказались востребованы российскими
государственными  каналами,  в  том  числе  RT.  Именно  RT  первой  распространила
информацию про мифического испанского «диспетчера Карлоса», который якобы сообщил,
что  MH17  был  обстрелян  украинским  военным самолетом.  Позже  поддержала  миф о
«распятом мальчике» в  Славянске.  RT  постоянно критикует  и  высмеивает  украинские
власти. 

С августа 2014 года трансляция канала в Украине запрещена. С сентября 2015 года RT
находится  под  украинскими  санкциями.  В  ноябре  2016  года  Европарламент  принял
резолюцию,  осуждающую  «пропаганду  со  стороны  России  и  исламистских
террористических  группировок»,  в  которой  были  особенно  отмечены  «заслуги»  RT  и
Sputnik. В документе сообщается, что «Кремль усилил пропаганду против ЕС с момента
аннексии  Крыма  и  начала  гибридной  войны  в  Донбассе».  Для  этого  российское
правительство  использует  «широкий  набор  инструментов»,  таких  как  «аналитические
центры,…  многоязычные  телекомпании  (например,  RT),  псевдо-информационные
агентства  и  мультимедийные  сервисы  (например,  Sputnik)».

В июле 2019 года британский медиарегулятор Ofcom оштрафовал RT на 200 тысяч фунтов
за нарушения правил вещания в Британии. В ноябре 2017 г. RT была зарегистрирована в
США в качестве «иностранного агента».

https://theins.ru/antifake/58435
https://theins.ru/antifake/58435
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/11/23/666624-evroparlament-rezolyutsiyu
https://www.spisok-putina.org/personas/simonyan/
https://www.ofcom.org.uk/about-ofcom/latest/bulletins/content-sanctions-adjudications/decision-tv-novosti
https://www.ofcom.org.uk/about-ofcom/latest/bulletins/content-sanctions-adjudications/decision-tv-novosti
https://www.reuters.com/article/us-russia-usa-media-restrictions-rt/russias-rt-america-registers-as-foreign-agent-in-u-s-idUSKBN1DD25B
https://www.reuters.com/article/us-russia-usa-media-restrictions-rt/russias-rt-america-registers-as-foreign-agent-in-u-s-idUSKBN1DD25B

